К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Небо, самолет, бабушки: как американские летчицы добивались равноправия в воздухе — и на земле

Фото Pete Souza / US Air Force Public Affairs
Фото Pete Souza / US Air Force Public Affairs
История одного из самых необычных военизированных женских подразделений в мире

Материалы N+1

В середине мая 2016 года президент США Барак Обама подписал закон, разрешающий хоронить прах американских «Фифинелл» на Арлингтонском национальном кладбище. «Фифинеллы» — традиционное название Женской службы пилотов ВВС США, зародившейся в 1942 году и переставшей существовать в 1944-м. Новый закон должен устранить разногласия между Министерством по делам ветеранов и Министерством Армии США, тянущиеся с 1977 года, когда американские власти признали военные заслуги женщин-летчиц. По этому поводу N+1 вспоминает историю одного из самых необычных военизированных женских подразделений в мире.

Всевозможные женские подразделения и формирования существовали во многих вооруженных силах и в Первую, и во Вторую мировые войны. При этом женщинам, считавшимся мало пригодными к военной службы, отводились второстепенные роли вроде готовки еды, стирки, ухаживания за ранеными, анализа радиолокационных данных, а с 1930-х годов пилотирования вспомогательной авиационной техники или проведения летных испытаний. То есть женщины считались пригодными для выполнения задач, где мужская сила и сноровка были не нужны. При этом большинство женских подразделений имели однозначный гражданский или военный статус. Даже тыловое обеспечение.

 

Летом 1941 года, две американские летчицы-испытательницы Жаклин Кокран и Нэнси Харкнесс Лав подали руководству Воздушных сил Армии США предложение привлекать женщин-пилотов к выполнению небоевых заданий. Это должно было высвободить летчиков-мужчин для боевых полетов. Впрочем, предложение было отвергнуто, поскольку США в войну к тому времени еще не вступили.

Прежде в Воздушных силах Армии США женщин-летчиц не было, да и в принципе позиции, подразумевавшие выполнение боевых заданий и серьезное продвижение по званиям, для женщин были закрыты. Просто потому, что определенные виды деятельности считались «не женской работой». Им отводилась роль второстепенного персонала. При этом на гражданской службе летчицы особой редкостью не были. Они работали на разных заводах или предприятиях, занимавшихся выпуском и разработкой самолетов: проводили их испытания и занимались перегонкой. Женщины управляли и небольшими самолетами.

 

После налета японской палубной авиации на базу ВМС США в Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, мнение военных несколько изменилось. Вскоре после налета США вступили во Вторую мировую войну, мужчин стали отправлять на фронт и военное руководство разрешило привлекать женщин для выполнения второстепенных задач. Такой поворот событий создал и благоприятную почву для формирования женского подразделения, которым бы командовали женщины. На его создании настояла Кокран. Она предлагала создать женскую вспомогательную службу и опробовать ее возможности в союзной Великобритании в составе транспортной авиации.

Кокран отправили в Великобританию отрабатывать методики подготовки женщин-летчиц. Британские женщины тогда тоже еще не управляли военными самолетами, но гражданские летчицы были. За их обучение управлению военными самолетами в качестве эксперимента и отвечала Кокран. Подготовка сводилась к изучению субординации, документооборота, радиообмена.

Одновременно в США в середине лета 1942 года была сформирована Женская вспомогательная транспортная эскадрилья (Women's Auxiliary Ferrying Squadron, WASF). Ее командующей стала Лав, хотя изначально эту позицию обещали Кокран. В сентябре 1942 года из Великобритании вернулась набравшаяся опыта Кокран и устроила командующему Воздушными силами Армии США генералу Генри Арнольду самый настоящий скандал. Поскольку юридически Арнольд ничего противопоставить не мог (все договоренности были зафиксированы), он нашел другое решение.

 

Специально для Кокран в сентябре 1942 года было сформировано отдельное формирование — Женское подразделение летной подготовки (WFTD). И WASF, и WFTD выполняли во многом схожие задачи, включая перегонку новых военных самолетов с заводов на военные базы, перевозку грузов, проведение испытание новой техники. При этом подразделение WFTD вело и подготовку летчиц. Хотя оба формирования и были допущены к управлению военными самолетами, они считались гражданскими, не входящими в полное подчинение Воздушных сил Армии США. Это означало, что в рамках трудового законодательства женщинам, например, полагались доплаты за переработки.

К июлю 1943 года Кокран удалось «продавить» генерала Арнольда, который дал согласие на роспуск обоих женских подразделений и формирования новой службы. И именно Кокран назначалась ее директором, а Лав становилась ее заместительницей и управляющей транспортными операциями. Новое формирование получило название Женской службы пилотов Воздушных сил США (Women Airforce Service Pilots, WASP). Оно так же не находилось в прямом подчинении Воздушных сил Армии США и поначалу выполняло те же задачи, что и расформированные WASF и WFTD.

В составе WASP были сформированы две группы — «Основатели» (The Originals) и «Морские свинки» (The Guinea Pigs). Первой руководила Лав, а второй — Кокран. Помимо пилотирования военных самолетов, они занимались подготовкой новых летчиц. Вступить в WASP могли только женщины, имеющие лицензию пилота, налет не менее 1400 часов и какое-либо звание в гражданской авиации. В течение 200-часового подготовительного курса женщины знакомились с основными типами летательных аппаратов Воздушных сил Армии США и обучались армейскому документообороту.

Подготовка летчиц велась в Муниципальном аэропорту Хьюстона. Все женщины считались гражданскими служащими, но поскольку находились под частичным контролем Воздушных сил, четкого статуса не имели. По этой причине, в отличие от многих других гражданских государственных служащих, летчицы WASP имели самую примитивную медицинскую страховку и были лишены страхования жизни. И они не могли пользоваться льготами военных, включая право на увеличенный отпуск и различного рода надбавки. Рабочие условия тоже были не из приятных: женская служба не имела ни спецмашины для встречи аварийных самолетов, ни пожарной машины, ни службы скорой помощи. За медицинской помощью обращались к авиабазе Армии США «Эллингтон».

 

Тем не менее, случаи отказа от службы в составе WASP были очень редки, хотя женщины, как и все гражданские служащие, могли уволиться в любой момент. Летчицы управляли бомбардировщиками, транспортными самолетами, а иногда и истребителями, перегоняя их меду базами или с заводов на базы. Боевых заданий они не выполняли.

Фифинеллами назывались гремлины женского пола, выдуманные существа, помогавшие летчикам в войне против фашистской Германии. После того, как студия Walt Disney дала разрешение на использование изображения фифинелл, гремлинш стали изображать на нашивках. Женская служба пилотов Воздушных сил после этого стала известна под названием «Фифинеллы».

В конце 1943 года командование Воздушными силами Армии США выступило с предложением присвоить WASP статус военной организации. Это было необходимо для полного контроля над службой. Слушания в Комитете по делам вооруженных сил США проходили вплоть до июня 1944 года. Против предложения выступал профсоюз гражданских летчиков, представители которого не желали допустить, чтобы гражданские женщины-пилоты получили больше привилегий, чем мужчины. 5 июля комитет заявил о необходимости расформировать WASP, объявив, что служба выполнила все поставленные перед ней задачи и больше не нужна, а ее существование является необоснованно дорогостоящим.

 

Служба перестала существовать 20 декабря 1944 года. За все время работы WASP на войне погибли 38 женщин-летчиц. Поскольку они считались гражданскими служащими, транспортировку останков и их захоронение родственники погибших оплачивали за свой счет. В общей сложности женщины-летчицы WASP пролетели около ста миллионов километров на 12700 самолетов 78 разных типов. Через службу в WASP прошли 1074 женщины, каждая из которых освободила мужчин-летчиков от небоевых заданий.

В общей сложности заявки на вступление в ряды «Фифинелл» подали более 25 000 женщин, 1900 из которых были приняты в обучение. В те времена в стране процветала расовая дискриминация. Поэтому в WASP за все время существования служили только две женщины мексиканского происхождения, две — китайского и одна индейского. В числе подавших заявки на вступление в Женскую службу пилотов Воздушных сил была и одна негритянка. Впрочем, ее попросили забрать заявление.

В 1947 году Воздушные силы стали отдельным видом вооруженных сил США — Военно-воздушными силами. Некоторые «фифинеллы» поступили на службу в ВВС и получили воинские звания.

Вскоре после расформирования информация о «Фифинеллах» была засекречена на 35 лет, однако запрет на информацию о WASP сняли несколько раньше. В 1975 году полковник Брюс Арнольд, сын того самого генерала Арнольда, создавшего WASP, начал так называемую «Битву в Конгрессе», кампанию за присвоение «фифинеллам» статуса ветеранов Второй мировой войны. В 1977 году Женскую службу пилотов Воздушных сил в своем пресс-релизе случайно упомянули ВВС США. После этого соблюдать секретность уже не было смысла и сведения о WASP раскрыли. В их сообщении утверждалось, что именно ВВС, а не WASP, учили первых женщин пилотировать военные самолеты.

 

В том же году был принят закон, наделявший «фифинелл» статусом ветеранов. Все остававшиеся в живых летчицы переходили в ведение Министерства по делам ветеранов, занимающегося оформлением ипотечных кредитов, страхованием жизни, назначением пенсий и льгот людям, служившим в вооруженных силах США, и членам их семей. Более широкое признание заслуг летчиц WASP произошло в 1984 году, когда каждая из них была награждена медалью «Победы во Второй мировой войне». Те из них, кто служил в WASP больше года, получили медали «За американскую кампанию». В 2010 году «фифинелл» наградили «Золотой медалью Конгресса США».

Закон от 1977 года, присваивающий «фифинеллам» статус ветеранов, имел один недостаток.

Продолжение читайте здесь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+