Что мы знаем о компании, из-за которой арестован партнер Вексельберга
Евгению Ольховику, управляющему директору группы «Ренова», не повезло с распределением обязанностей. Его как председателя совета директоров подконтрольной «Ренове» энергетической компании «Т плюс» 7 сентября сыктывкарский суд заключил под стражу на два месяца по делу о взятках чиновникам Республики Коми на 800 млн рублей.
Сегодня у «Реновы» три акционера: сам Вексельберг (90% акций), Ольховик (5%) и Владимир Кремер (5%). Кремер, как и Ольховик, работает управляющим директором в группе, но к ее энергетическим активам прямого отношения не имел и не имеет. Как и сам Вексельберг. Последний раз Ольховик и Кремер входили в рейтинг Forbes в 2005 году – состояние каждого было оценено тогда в $390 млн. Сегодня эта оценка составляет $300 млн.
Партнеры «Реновы» ведут совместный бизнес с конца 1980-х. Вексельберг с Кремером вместе учились в МИИТе, Ольховик закончил этот же институт на два года раньше, в 1977-м, и работал с Вексельбергом в конструкторском бюро по проектированию бесштанговых насосов для нефтяных компаний. Все трое работали в созданном Вексельбергом НПО «Комвек». Первые деньги заработали на продаже за рубеж очищенного от оплетки медного кабеля.
В середине 1990-х основным бизнесом Вексельберга стал алюминий – им занималась компания «СУАЛ-холдинг», которая впоследствии стала частью «Русала». Идея покупки энергетических активов возникла лишь в 2002 году. Тогда в группе «Ренова» была создана компания «КЭС-Холдинг» («Комплексные энергетические системы»), которая начала скупать акции региональных «дочек» РАО ЕЭС в расчете на выгоду от предстоящей реформы монополии. Больше всего электростанций покупалось на Урале, где находились основные алюминиевые предприятия СУАЛа, и в Поволжье.
К концу реформы РАО ЕЭС у «КЭС-Холдинга» оказалось собрано от 20% до 30% акций в четырех территориальных генерирующих компаниях: ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 (Волжская ТГК) и ТГК-9. В период приватизации активов РАО ЕЭС в 2007-2008 годах «КЭС-Холдинг» довел доли в этих компаниях до контрольных. Общая стоимость имущества, приобретенного на этом этапе, составила почти $2,7 млрд. Правда, большая часть покупок была сделана в кредит.
После кризиса 2008 года энергетические компании начали стремительно дешеветь. По условиям приватизационных аукционов вошедшие в «КЭС-Холдинг» ТГК должны были инвестировать значительные суммы в строительство новых электростанций. Менеджмент КЭС (в то время компанией руководил Михаил Слободин) не захотел в условиях кризиса начинать дорогостоящие проекты. Путин, в то время премьер-министр, в феврале 2010 года, выступая на Саяно-Шушинской ГЭС, осудил новых собственников электростанций за саботаж и перечислил их поименно в таком порядке: Владимир Потанин, Михаил Прохоров, Леонид Лебедев (владелец группы «Синтез») и Вексельберг.
Тем не менее еще в конце 2011 года принадлежащие группе «Ренова» активы «КЭС-Холдинга» оценивались почти в $1,5 млрд. В суммарной оценке состояния Вексельберга ($12,4 млрд, рейтинг Forbes 2012 года) энергетические активы занимали более 10%. В 2014 году все компании «КЭС-Холдинга» были объединены в Волжскую ТГК, которую переименовали в «Т Плюс». Сегодня рыночная капитализация объединенной компании составляет всего $343 млн, а на долю «Реновы» (65%) приходится $223 млн. Это в двенадцать раз меньше тех $2,7 млрд, которые были потрачены на покупки во время реформы РАО ЕЭС. В состоянии Вексельберга ($11,4 млрд по оценке Forbes на 7 сентября 2016 года) на долю «Т Плюс» приходится лишь 1,8%.
В мае 2010 года в КЭС прошли перестановки – генеральным директором вместо менеджера Слободина был назначен акционер Ольховик. Слободин стал вице-президентом по газу и энергоснабжению в ТНК-ВР, где Вексельбергу, совместно с Леонардом Блаватником, Михаилом Фридманом и его партнерами принадлежало 50% акций. Ольховик проработал генеральным директором КЭС два года. В 2012-м его сменил Борис Вайнзихер, который возглавлял компанию до ареста. Он, так же как и Ольховик, с 7 сентября заключен под стражу в Сыктывкаре на два месяца.