24 октября сразу на двух площадках Красноярска в музейном центре «Площадь Мира» и Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова — открылся масштабный проект «Сны Сибири», посвященный археологии и современному искусству. Выставка объединяет современность и глубокое прошлое и предлагает посетителям не только увидеть, но и в прямом смысле прикоснуться к искусству.
Кандидат исторических наук, археолог, один из кураторов проекта «Сны Сибири» Василий Новиков передает ощущение масштабности и значимости мероприятия:
«Этот проект проехал два города: все начиналось в Москве в Историческом музее, затем продолжилось во Владивостоке. Теперь выставка приехала в Красноярск в своем самом большом великолепии, потому что здесь собраны экспонаты из 25 музеев от Урала до Владивостока. Представлено 92 археологических объекта, часть из которых никогда не покидали пределы своих музеев и даже фондов, и около 200 работ современных художников. Они как раз вдохновлены формами архаики. И все же эта выставка не только про археологию. Здесь, вы получите возможность найти себя, возможность посмотреть на предметы археологии как на самостоятельные предметы искусства, увидеть работы художников, которые жили и творили на расстоянии от нас в 2000–3000 и более лет. Общее временное пространство выставки — 9000 лет, самый древний предмет 5000–6000 лет до нашей эры... Выставку можно смотреть по-разному — с точки зрения географии, времени, ее можно слушать и находить свои смыслы».
Археологическая составляющая выставки — это рассказ о культурных традициях огромной территории от Пермского до Приморского края, от неолита до Средневековья. Современное искусство представлено работами художников из Западной и Восточной Сибири, обращающихся к теме неоархаики в своем творчестве. В Музейном центре «Площадь Мира» акцент сделан на зооморфные артефакты, представленные как образы древнего искусства. В Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова археология представлена образами, отражающими саморефлексию древних мастеров — это разнообразные антропоморфные изображения от «шаманских личин» до монументальных мемориальных памятников эпохи древних тюрков. В части современного искусства здесь собраны произведения, заряженные творческой энергией древности: это работы Владимира Наседкина, Татьяны Баданиной, Даши Намдакова, Сергея Ануфриева и других художников.
Важная часть выставки «Сны Сибири» — обширная образовательная программа. Организаторы подготовили более 15 научно-популярных лекций от ведущих специалистов: «Древние народы Средней Сибири: образы и судьбы», «Звери в камне. Образы животных в наскальном искусстве Енисея», «Культура и мировоззрение древнего народа Енисейской Сибири (по материалам петроглифов)», «Долганская одежда и орнаменты, основные обряды и таймырские долганы». В музеях также пройдут мастер-классы для детей и взрослых, где можно будет попробовать создать своими рукам доисторические орудия или нарисовать петроглифы.
Директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева подчеркнула, что компания хотела не просто помочь привезти в Красноярск проект федерального уровня, но и дать возможность археологам, историкам, этнографам рассказать о своей работе:
«Образовательный трек проекта «Сны Сибири» — это замечательный интеллектуально-культурный досуг для всей семьи, когда можно собраться вместе и обсудить, кому что больше понравилось. Мы привыкли думать, что вся история сконцентрирована в западной части цивилизации или на Востоке. Выставка доказывает, что огромная территория от Урала до Дальнего Востока - это кладезь неисследованных культур, которые многое рассказывают об историко-культурном и национальном коде России. Программа составлена таким образом, чтобы каждый нашел для себя что-то интересное. Для нас этот проект — логическая составляющая культурно-просветительского направления социальных инвестиций компании в регионы присутствия».
«Мы рады, что наша выставка каждый раз немного видоизменяется и приобретает новые черты на новом месте. В Красноярске у нас получился большой раздел современного искусства, благодаря чему зритель сможет иначе осмыслить искусство древности и вступить в диалог с современностью, который очень увлекательно выстроили наши кураторы Кирилл Светляков и Сергей Ковалевский», — говорит директор фонда «Таволга» Марина Бондарева.