Спрос на заказ цветов онлайн за последние четыре года вырос почти втрое
С мая 2020 по май 2024 года число клиентов онлайн-сервисов доставки цветов, а также количество и объем таких покупок выросли в три раза. Об этом говорится в исследовании сервиса интернет-эквайринга «Т-Касса» (ранее ― «Тинькофф Касса») в рамках аналитического проекта T-Data.
Так, с мая 2020 по май 2024 года количество заказов цветов онлайн в России выросло в 2,8 раза. В мае 2021 года количество заказов выросло по сравнению с маем 2020 в два раза. Как отмечают в компании, это связано с бурным развитием онлайн-торговли на фоне ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции. В мае 2022 года рост в годовом выражении составил 29%, в мае 2023 года ― 7%, в мае 2024 года ― 9%.
Число клиентов сервисов доставки цветов онлайн с мая 2020 по май 2024 выросло также в 2,8 раза. В мае 2021 года рост в годовом выражении составил 1,9 раза, в 2022 темп роста снизился до 26%, в мае 2023 года рост составил 6%, в мае 2024 — 8%. Объем транзакций по покупке цветов онлайн в мае 2024 по сравнению с маем 2020 года вырос почти в три раза. В мае 2021 года рост в годовом выражении составил 1,5 раза. В последующие годы положительная динамика сохранилась, но рост замедлился до 16–40% в год.
По данным исследования, средний чек на покупку цветов в онлайне за последние четыре года вырос на 16%. При этом показатель в онлайне выше, чем при офлайн-покупках. В мае 2024 года средний чек при покупке цветов онлайн был вдвое выше, чем в офлайне (3325 рублей против 1553 рублей).
Если говорить о динамике продаж цветов в офлайне, то тут картина примерно такая же, как и в онлайне. В целом рынок продажи и покупки цветов (в онлайне и офлайне) вырос на 30% по объему транзакций и на 10% ― по количеству покупок.
Больше всего клиентов, покупавших цветы в 2023 году в онлайне, проживают в Москве (30% от общего числа клиентов) и Санкт-Петербурге (10%). Далее в рейтинге следуют Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь — примерно по 2%.
При этом развитие сервисов онлайн-заказа цветов с 2020 года идет за счет экспансии именно в регионах. Так, доля клиентов не из городов-миллионников, заказывающих цветы онлайн, выросла с 33% в 2020 году до 42,5% в 2023. А доля покупателей из Москвы, напротив, снизилась с 42% в 2020 году до 30% в 2023.
Такая же картина наблюдается в количестве заказов. Если доля покупок в Москве среди всех заказов цветов онлайн с 2020 года по 2023 год снизилась с 46% до 36%, то доля заказов не из городов-миллионников за этот период, напротив, выросла ― с 31% до 38%. При этом в Москве доля онлайна в общем количестве покупок цветов в мае 2024 года выросла по сравнению с маем 2023 года на 1 п.п. ― до 16%, в общем объеме транзакций ― также на 1 п.п., до 28%.