Инфраструктурное развитие в России соответствуют мировым тенденциям и даже опережает их. Такое мнение на форуме «Движение» в Сочи высказал директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков, подчеркнув, что сейчас идет активная трансформация самого понятия «инфраструктура», а вместе с ним меняются и подходы к ее финансированию.
Выступая на сессии «Новый взгляд на старые проблемы», спикер отметил, что изначально под инфраструктурой понимался относительно крупный объект — дорога, инженерные сети или сети водоснабжения — с определенными характеристиками. Среди них: высокие капитальные затраты, длинный срок окупаемости, общественное благо. Теперь в это понятие включается более широкий класс объектов — например, социальные и связанные с благоустройством среды, а также появляющиеся на фоне структурных изменений в экономике: системы умного города, логистические хабы, генераторы и накопители альтернативной энергии, зарядные станции, дата центры и многое другое.
«Если раньше у нас было унифицированное понятие об инфраструктуре и относительно стандартизованные представления о ее финансировании, то теперь это более широкий набор объектов и различные варианты инвестирования. По сути, теперь внутри инфраструктуры как класса активов можно собрать диверсифицированный портфель — с разной доходностью и сроками, — сказал Александр Аксаков. — Более того, появляются новые источники и комбинации финансирования».
По его словам, традиционно основным инвестором в инфраструктуру, особенно в фундаментальную, выступает государство. При этом в последние годы оно активнее участвует в проектах не напрямую, а через институты или банки развития — сегодня во всем мире их вложения по объему сопоставимы с частными инвестициями. А появление таких инструментов, как инфраструктурные облигации, дает возможность внести свой вклад в повышение качества жизни самому широкому кругу инвесторов — в том числе физическим лицам. В России такой инструмент был запущен ДОМ.РФ в 2021 году.
Спикер также констатировал, что в России суммарная потребность в инвестициях в инфраструктуру на ближайшие десять лет может составить до 30 трлн рублей, в то время как ожидаемые расходы — 18–20 трлн рублей. Дефицит в 35% соответствует международным тенденциям и мотивирует государство к созданию новых и масштабированию старых инструментов финансирования.
По оценкам экспертов, успешный запуск и последующая реализация масштабных капиталоемких инфраструктурных проектов, как с частными инвестициями, так и с бюджетными вливаниями, позволит создать до 400 000 рабочих мест и улучшить качество жизни для 70–80 млн человек до 2030 года. Ежегодный прирост ВВП при этом составит 1,2–1,7%.