ДОМ.РФ с помощью механизма инфраструктурных облигаций направит более 5 млрд рублей на модернизацию транспортной инфраструктуры и обновление троллейбусного парка в столице Челябинской области. Компания-концессионер, реализующая проект «Челябинский троллейбус», уже получила первый транш по подписанному договору займа в размере 2,8 млрд рублей.
Подписание договора — важный этап реализации проекта, одобренного Правительственной комиссией по региональному развитию в РФ в сентябре 2023 года. Речь идет о закупке 168 троллейбусов, реконструкции троллейбусных депо № 1 и № 2, обновления тяговых подстанций и прокладки новых контактных линий. Модернизация коснется в том числе поселка АМЗ, микрорайона № 17, ул. Первой Пятилетки и Артиллерийской — локаций с наиболее активным жилищным строительством в Челябинской области.
«Проект, который реализуется благодаря механизму инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, полностью преобразует Челябинск — он затронет почти весь состав городского троллейбусного парка, 40% контактной сети. Сообщение охватит даже отдаленные районы города, до 10 минут сократится время ожидания транспорта, поездки станут комфортнее и доступнее для маломобильных граждан. Крайне важен и экономический эффект — это один из крупнейших проектов государственно-частного партнерства в регионе, который, помимо создания новых рабочих мест, обеспечит строительство 1,1 млн кв. м жилья», — отметил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков.
Первые средства, направленные ДОМ.РФ, пошли на модернизацию контактной сети и тяговых подстанций, реконструкцию депо, а также на авансирование закупки троллейбусов. Это будут машины нового поколения, сборка которых организована на производственной площадке на базе нового «Челябинского завода городского электрического транспорта». Всего по проекту в столицу Южного Урала направят 168 новых троллейбусов, а общая стоимость модернизации составит 13,7 млрд рублей.
«Челябинской областью заключена первая в России троллейбусная концессия, в рамках которой проводится комплексная модернизация всей троллейбусной системы Челябинска, включая обновление подвижного состава, с привлечением частного капитала. Регион в 2022 году направил на эти цели 4,2 миллиарда рублей, остальные средства вкладывает концессионер, а это более 10 миллиардов рублей. Благодаря федеральной поддержке проекта и использованию инструментов «Инфраструктурного меню» концессионером привлечен льготный заем на реализацию проекта. Льготное заемное финансирование предоставляется ДОМ.РФ с помощью механизма инфраструктурных облигаций. Это важное и своевременное решение позволит в полной мере реализовать проект обновления троллейбусной инфраструктуры. Нам важно, чтобы запуск новых троллейбусов в Челябинске осуществлялся по плану, чтобы мы могли предоставить нашим жителям комфортный и безопасный общественный электротранспорт для поездок. И мы видим результат, это происходит, в том числе, и благодаря поддержке федерации», — подчеркнул министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.
В настоящее время в рамках проекта «Челябинский троллейбус» смонтировано более 140 км контактного провода, установлено более 500 новых опор контактной сети. Обновление инфраструктуры уже завершено на магистральных маршрутах №12 и №19, модернизация участков контактной сети на других направлениях продолжается. Началось строительство на площадке депо №1 — оно возводится с нуля и будет обслуживать 40 единиц подвижного состава. На площадке реконструируемого депо №2, рассчитанного на 128 машин, проведены необходимые демонтажные работы, завершено устройство фундаментов и сегодня ведется обновление главного производственного корпуса.
С 1 сентября 2023 года выведено 10 троллейбусов на магистральный маршрут №19. По итогам полугода пассажиропоток составил порядка 1,2 млн человек, что на 40% больше, чем в аналогичный период предыдущего года, когда на линии работал старый подвижной состав. 1 марта 2024 года партия из 18 новых троллейбусов начала перевозку пассажиров на маршруте №12, а маршрут №19 был продлен в отдаленные локации, где ранее не ходили троллейбусы в принципе, за счет автономного хода машины. Полностью завершить реализацию проекта планируется до конца текущего года.