Тинькофф Бизнес: оборот офлайн-бизнеса в 2,4 раза выше, чем у онлайн-розницы
Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data подвел итоги работы розничного офлайн-бизнеса в 2023 году. Эксперты проанализировали, как изменились число покупок, средние чеки и обороты офлайн-бизнеса в рознице, а также как формат присутствия розничной компании в офлайне и в онлайне влияет на динамику продаж и обороты бизнеса.
Расчеты производились на основе обезличенных данных по транзакциям почти 40 млн клиентов-физлиц и по оборотам бизнес-клиентов Тинькофф, работающих в сфере розничных продаж и обслуживания в торговых точках. Исследование опирается на данные о розничном бизнесе в 36 категориях.
Количество покупок и рост оборотов во всей офлайн-рознице
В 2023 году покупательский спрос в офлайн-рознице заметно вырос. Количество покупок увеличилось на 8% по сравнению с 2022 годом. Для сравнения, в 2022 году рост составил всего 2% по сравнению с предыдущим годом.
Обороты розничных торговых точек в 2023 году выросли на 3% к 2022 году. В 2022 году относительно 2021 года падение оборотов составляло 9%.
Наиболее позитивные результаты показали сегменты продовольственной розницы и общественного питания. В 2023 году обороты супермаркетов выросли на 4% в сравнении с 2022 годом и на 10% по отношению к 2021 году. Количество покупок выросло на 9% относительно 2022 года и на 19% — к 2021 году. В 2023 году россияне совершили на 10% больше покупок в заведениях общепита, чем в 2022 году, а обороты бизнеса за этот же период выросли на 9%.
По итогам 2023 года относительно предыдущего периода количество покупок бытовой техники, мебели и одежды уменьшилось на 7%, 12% и 2% соответственно. За это же время обороты магазинов техники и мебели упали на 5% и 15% соответственно. На 4% упали обороты в розничной торговле одеждой.
Как изменились средние чеки
В 2023 году средний чек в магазинах бытовой техники в сравнении с 2022 годом увеличился на 2% — с 6990 до 7120 рублей. В сегменте одежды средний чек стал на 2% меньше — с 3070 до 3022 рублей. А в магазинах мебели уменьшился на 4% — с 5076 до 4867 рублей.
Средний чек в супермаркетах в 2023 году по сравнению с 2022 годом упал на 5% — с 456 до 436 рублей. А в заведениях общепита — с 477 до 472 рублей (-1%).
Как влияет на обороты бизнеса выход магазина на онлайн-площадки
При сравнении средних чеков одного предпринимателя в онлайне и офлайне, в 2023 году средний чек при продажах онлайн был на 30% выше, чем в офлайне.
Тем не менее, почти 80% покупок россияне до сих пор делают в офлайне — физических местах продаж. Медианный оборот офлайн-бизнеса за 2022–2023 гг. оказался в 2,4 раза выше, чем у онлайна.
При сравнении сопоставимых бизнесов у предпринимателей, которые совмещают работу в онлайне и офлайне, обороты бизнеса в 6,6 раз больше оборота компаний, которые работают только в онлайне, и в 2,7 раза выше оборотов офлайн-бизнеса.