Авито стал самой популярной платформой для покупки или продажи готового бизнеса
Агентство «РБК Исследования рынков» представило первый рейтинг интернет-платформ* по продаже готового бизнеса и франшиз в России. Лидирующей площадкой по выбору и покупке действующих компаний или франшиз, а также самой популярной платформой из тех, куда предприниматели обращаются в поисках интересных предложений, среди сайтов объявлений назван «Авито».
Рейтинг составлен на основе оценки количества объявлений о продаже готового бизнеса на различных площадках, а также опроса деловой аудитории РБК, которая интересовались покупкой готового бизнеса или франшиз за последний год. Исследование проводилось в октябре 2023 года.
Основные результаты исследования:
- Сайты объявлений названы основным каналом для поиска готового бизнеса и франшиз — так ответили 67% респондентов из деловой аудитории сайта РБК, которые за последний год интересовались покупкой бизнеса.
На втором месте по популярности — официальные сайты и социальные сети компаний-франчайзеров (43%), на третьем — прочие соцсети и мессенджеры (34%).
В числе других каналов поиска также отмечены интернет-СМИ (20%), личные встречи и конференции (14%) и печатные СМИ (8%). При этом покупкой готового бизнеса в целом интересуются чаще, чем франшизами. - Авито признан платформой №1 по купле и продаже бизнесов по результатам опроса деловой аудитории сайта РБК, которые за последний год интересовались покупкой компаний или франшиз.
Доля опрошенных агентством предпринимателей, за последний год посещавших Авито для поиска объявлений о продаже готового бизнеса, составила 87%.
В тройку лидеров также вошли Циан (37%) и Юла (32%). Франшизы чаще всего также выбирали на Авито (74%), сайте Франшиза.ру (26%) и Юле (25%). - Ключевыми факторами выбора в пользу Авито респонденты назвали высокую популярность площадки и наличие на платформе большого числа предложений готового бизнеса и франшиз в различных категориях. Авторы исследования также отметили доверие россиян к платформе, удобство пользования сервисом, понятные тарифы на размещение объявлений и долгий срок работы в России.
- Платформа также лидирует по количеству размещенных объявлений в категории готового бизнеса. На момент проведения исследования каталог предложений на Авито включал более 245 000 объявлений и был самым большим среди других аналогичных площадок, где количество предложений не превышает 58 000.
Комментарий руководителя аналитического агентства «РБК Исследования рынков» Сергея Хитрова:
«В ходе исследования мы проанализировали более десятка различных платформ, где представлены различные предложения по поиску и продаже готовых компаний и франшиз, и выявили несколько ключевых трендов. Первый — несмотря на беспрецедентные изменения экономических условий предприниматели сохраняют активность. Так, более половины опрошенных нами представителей делового сообщества активно интересуются возможностями приобрести готовую компанию или франшизу. Второй — меняются каналы поиска таких предложений, а основной площадкой выбора и покупки готового бизнеса и франшизы становятся сайты объявлений. При этом ключевым фактором выбора ресурса у предпринимателей являются популярность платформы у делового сообщества, наличие большого числа предложений готового бизнеса и франшиз в различных категориях, а также доверие клиентов к площадке. По этим показателям «Авито» стал лидером. Сегодня здесь представлено более 240 000 активных объявлений о продаже готовых компаний и франшиз, а более 67% респондентов, опрошенных нами в ходе исследования, назвали онлайн-платформу основным каналом поиска таких объявлений».
Комментарий руководителя макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на Авито Ильи Дудковского:
«Ежемесячно категорию «Готового бизнеса и франчайзинга» на Авито посещают более 3 млн пользователей со всей страны. Среди них есть и опытные предприниматели, и те, кто только думает о своем бизнесе или ищет дополнительные возможности для инвестирования. Мы активно развиваем направление, и первое место в рейтинге — хороший показатель того, что мы идем в нужном направлении. Впереди запланировано еще больше улучшений категории, которые помогут нашим пользователем эффективнее решать их задачи».
Комментарий президента АКИТ Артема Соколова:
«С момента развития e-commerce в России уже выросло целое поколение, у которого всегда был интернет и для которого не только покупки товаров, но и решение любых других вопросов онлайн абсолютно естественный процесс. Исследование подтверждает, что сегодня интернет-каналы становятся основной точкой входа для выбора и покупки компаний из разных отраслей, а сайты объявлений — приоритетной платформой, куда предприниматели обращаются в поисках предложений. Как и в сегменте потребительских товаров одним из ключевых параметров выбора площадки для покупки бизнеса является максимально широкий ассортимент предложений, в частности наличие предложений по готовому бизнесу, франшизе или возможности стать со-инвестором в различных отраслях. Кроме того, сам процесс сделки через онлайн-платформу более комфортен, чем реализация предложений банков на покупку бизнеса, а если при этом предлагаются решения и для смежных задач, включая покупку оборудования, аренду помещений, поиск сотрудников, то выбор потребителей становится очевиден».
* Материалы исследования доступны бесплатно на странице «РБК Исследования рынков».