Отходы с зарядом: бывший топ-менеджер Tesla придумал способ сделать электромобили дешевле
Бывший технический директор Tesla Джей Би Страубел основал компанию Redwood Materials, которая занимается переработкой аккумуляторных батарей и отходов при их производстве. В этом Страубел видит решение проблемы дороговизны аккумуляторов, которое позволит сделать электромобили доступными широким массам населения, а не только состоятельным людям, как это происходит сейчас, пишет The Wall Street Journal.
Даже в 2020 году, когда Tesla стала самым дорогим по капитализации автопроизводителем в мире, электромобили продаются с существенной наценкой в сравнении с привычными автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. McKinsey оценивает среднюю наценку в $12 000, пишет WSJ. Газета сравнила стоимость одной и той же модели Hyundai, которую производитель продает с разными двигателями: электрическая версия внедорожника Kona (в России не продается) оказалась на $17 000 дороже, чем обычная.
Значительную часть наценки составляют именно аккумуляторы. Прогресса в снижении их стоимости удалось достичь в том числе благодаря Tesla: до нее автопроизводители использовали дорогие батареи, которые были тяжелыми и сравнительно мало держали заряд. Поначалу наибольшую стоимость аккумуляторов составляла сборка, но процесс получилось наладить: например, Tesla вместе с Panasonic построила отдельную фабрику в Неваде. Сейчас аналогичные заводы отрываются в Китае каждую неделю, а в США каждый месяц, утверждает управляющий директор исследовательской компании Benchmark Mineral Intelligence Саймон Мурс.
«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир
Теперь от 50% до 75% стоимости литий-ионных аккумуляторов составляют химические компоненты — литий, никель, кобальт и другие элементы, говорит Страубел. Цены на них в последние годы взлетели. Металлы добываются значительно медленнее, чем растет спрос на них, кроме того, зачастую добыча ведется в политически нестабильных местах, что тоже угрожает рынку, отмечает WSJ. На нехватку материалов обратил внимание гендиректор Tesla Илон Маск: в звонке инвесторам по итогам финансового квартала он призвал добывать больше никеля. Маск отметил, что Tesla готова заключить большой и долгосрочный контракт на поставку металла, если он будет добываться «эффективным и внимательным к экологии способом». Мировой спрос на литий-ионные батареи в ближайшие пять лет вырастет более чем в четыре раза, почти до 800 гигаватт-часов — это в 22 раза больше, чем произвел завод Tesla в Неваде за весь 2019 год, цитирует прогнозы WSJ.
Электромобили догнали машины с бензиновыми двигателями по стоимости владения в России
Проблемой нехватки компонентов и занимается Страубел, это стало его фокусом работы после ухода из Tesla в 2019 году. Страубел был создателем и соавтором нескольких ключевых технологий Tesla, благодаря чему он считается одним из основателей компании, хотя и присоединился к ней уже после того, как она начала работу. Он был одним из создателей технологии литий-ионных батарей, которые использовались в автомобилях Tesla. Теперь новая компания Страубела Redwood Materials стремится стать крупнейшим оператором переработки автомобильных аккумуляторов в США, указывает The Wall Street Journal. Инженер уверен, что компания сможет создать быстрый и эффективный способ сбора и повторного использования материалов, которые используются в аккумуляторах. В ходе первого инвестиционного раунда в этом году Страубел привлек порядка $40 млн, одним из ведущих инвесторов стал Breakthrough Energy Ventures — направленный на экологичные проекты инвестиционный фонд, в работе которого участвуют самый богатый бизнесмен планеты, глава Amazon Джефф Безос и бывший гендиректор Microsoft Билл Гейтс.
Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей
Переработка отработанных аккумуляторов электромобилей — пока небольшой рынок, потому что еще мало автомобилей отработали свой ресурс. Многообещающий рынок для компании Страубела — переработка отходов, которые образуются при производстве аккумуляторов. По оценке Мурса из Benchmark Mineral Intelligence, отходы составляют примерно 10% от произведенных батарей. В 2025 году этот объем может составить около 80 гигаватт-часов, что примерно равно всему рынку аккумуляторов в 2016 году, прогнозирует эксперт. В число этих отходов попадает 64 000 т лития, рыночная стоимость этого объема составляет от $500 млн до $1,5 млрд, приводит оценки WSJ. В отходы попадают и другие ценные материалы, как кобальт и никель, что тоже составляет миллиарды долларов потенциальной стоимости, добавила газета. «Те, кому удастся превратить это в качественный материал для акккумуляторов, построят большой бизнес», — считает Мурс.
Москва-2040: каким станет транспорт мегаполиса в следующей двадцатилетке
Эксперимент по переработке отходов с компанией Страубела заключила японская компания Panasonic. Сейчас все отходы с ее части совместной с Tesla фабрики отправляются на переработку в Redwood Materials. «Его [Страубела] процесс выглядит гораздо более приемлемым с экологической точки зрения. При привычных операциях менее ценные материалы просто отправляются на захоронения», — заявила WSJ вице-президент по Северной Америке Panasonic Energy Селина Миколайзак.
Сейчас Redwood Materials нарабатывает опыт, перерабатывая куда более мелкие и простые аккумуляторы — от мобильных телефонов, смартфонов и других гаджетов. Каким будет спрос на переработанные батареи, пока неясно, замечает WSJ. Страубел надеется, что переработанные элементы будут стоить вдвое меньше новых. Он намерен наладить процесс так, чтобы в ходе цикла переработки не терялся ни один из элементов и все они использовались снова. Tesla и Маск в работе компании Страубела не участвуют. Страубел же на момент ухода из компании был акционером Tesla: тогда ему принадлежали бумаги, которые сегодня стоили бы $600 млн.
Фото James Glover / Reuters