Эксперты назвали 70% сенаторов в России лоббистами интересов бизнеса, силовиков и регионов
Почти две трети российских сенаторов лоббируют интересы разных групп: силовиков, бизнеса, госкорпораций или регионов, считают антикоррупционные эксперты. Сами сенаторы отказываются считать себя лоббистами и объясняют свои инициативы либо интересами россиян, либо своей специализацией
Лишь треть членов Совета Федерации занимается своими прямыми обязанностями — представлять интересы регионов на федеральном уровне, при этом в лоббизме замечены почти две трети сенаторов, следует из нового доклада «Трансперенси Интернешнл — Россия» (признан в России иностранным агентом).
По оценке экспертов, 70% сенаторов продвигают интересы разных групп: силовиков, госкорпораций, бизнеса и целых секторов экономики. Лишь 30% не были замечены в лоббизме, 35% занимаются лоббизмом для регионов. У силовиков «Трансперенси Интернешнл» насчитала «представительство» в 22 человека, у корпораций и крупного бизнеса — в 25 человек. Всего в Совете Федерации 200 человек (170 от регионов и 30 по назначению президента).
«Трансперенси Интернешнл» выделила пять основных кластеров лоббизма. Это отраслевые группы интересов (здравоохранение, лесное или рыбное хозяйство, строительство, транспорт, сельское хозяйство — самый многочисленный кластер), региональная группа интересов, финансово-промышленные группы, группа интересов федеральных органов власти и общественно-политические группы интересов. Еще в одной группе никаких интересов не выявили.
«Трансперенси Интернешнл» посчитала лоббизмом продвижение инициатив в пользу тех или иных отраслей и направлений. Члены Совета Федерации, упомянутые в докладе, с определением себя как лоббистов не соглашаются, выяснил «Коммерсантъ». Сенатор Вячеслав Тимченко заявил газете, что он «совершенно публично отстаивает права потребителей» и «не видит в этом ничего зазорного». Сенатор Сергей Фабричный объяснил свои инициативы в интересах Федеральной службы исполнения наказаний тем, что он представитель Совета Федерации в Минюсте. Сенатор Геннадий Орденов возразил, что лоббист «будет пробивать свой закон руками и ногами», а его предложение не приняли. Он добавил, что предпочитает работать «в той сфере, где считает себя профессионалом».
Следствие посчитало взяткой пензенскому губернатору автомобиль Mercedes и часы за 5,7 млн рублей
«Трансперенси Интернешнл» заключила, что в России механизмы принятия решений «непрозрачны, непубличны и не подотчетны ни государству, ни обществу, ни бизнесу», что позволяет группам интересов использовать сенаторов для достижения своих целей. Авторы доклада считают, что закрепление лоббизма в законах поможет снизить коррупционные риски.