Верховный суд разрешил кассирам не обслуживать покупателей без масок
Верховный суд разрешил продавцам не обслуживать на кассе покупателей без масок. Правозащитники считают, что это нарушает права потребителей
Верховный суд России отклонил иск Смоленского центра права и социологии и назвал законным отказ торговых организаций обслуживать на кассе покупателя без защитной маски. Об этом говорится в решении суда.
В течение месяца это решение может быть обжаловано в Апелляционной коллегии Верховного суда. Центр уже это сделал. «По нашему мнению, вынося это решение, судья ВС ошибочно сослалась на нормы закона о ЧС, поскольку он не распространяется на нормы гражданского права», — заявил «Открытым медиа» его директор Алексей Пещаницкий.
Новые эпидемии после COVID-19: почему маски и локдауны могут оказать человечеству плохую услугу
Смоленский центр права и социологии оспорил в суде методические рекомендации Минпромторга от 11 мая о введении режима обязательного использования средств индивидуальной защиты (СИЗ). Пункт 9 этих рекомендаций гласит, что, в случае несогласия посетителя исполнять эти требования, продавец вправе, не вступая в конфликт, отказать ему в обслуживании на кассе и вызвать сотрудников органов внутренних дел для пресечения нарушения. По мнению правозащитников, подобный запрет нарушает права потребителей и дает организации торговли возможность уклониться от заключения с потребителем публичного договора.
«Эпидемия — это живой процесс»: 9 вопросов о вакцинах, масках и закрытых границах
Верховный суд подтвердил, что продавцы не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора. Но отметил, что закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» дает властям право устанавливать обязательные для исполнения правила поведения при режимах ЧС и повышенной готовности. А статья 10 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства и предписания должностных лиц.
«Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ», — отмечается в решении суда.