Недостижимый иммунитет: ученые заявили об исчезновении антител у некоторых переболевших COVID-19
Антитела к коронавирусу могут исчезать из организма человека, который переболел COVID-19, показало исследование группы международных ученых под руководством специалистов Национального центра эпидемиологии Испании. Результаты опубликованы в медицинском журнале The Lancet.
В рамках исследования ученые провели тесты на антитела 61 075 испанцам. Некоторые из участников исследования также сдали кровь для дополнительного тестирования с помощью хемилюминесцентного иммуноанализа микрочастиц. Оказалось, что антитела есть лишь у 4,6-5,2% проверенных в зависимости от вида теста. При этом Испания — одна из наиболее пострадавших от коронавируса стран мира: здесь заразились 252 130 человек, скончались 28 392. Исследователи пришли к выводу, что риск заболеть коронавирусом не зависит от пола, но на него может влиять география: в районе Мадрида и Барселоны, крупных мегаполисов, доля людей с антителами превысила 10% и 7% соответственно, тогда как среди жителей прибрежных населенных пунктов она оказалась меньше 3%. У детей младшей 10 лет антитела выявляли реже, а у медицинских работников — в два раза чаще, чем среди популяции в целом. Почти треть людей с найденными антителами заявили, что они не заметили у себя симптомов болезни.
При этом у 14% участников исследования, которые за два месяца до этого сдали положительные пробы на антитела, при повторном тестировании иммунитета не выявили. Антитела, как правило, пропадали у людей, у которых при заболевании COVID-19 симптомы были слабо выраженными или отсутствовали вовсе, следует из текста документа. «Иммунитет может быть неполным, он может быть преходящим, он может сохраняться совсем недолго и затем пропасть», — заявила The Times директор института здоровья имена Карла III Ракель Йотти, которая принимала участие в проведении исследования.
Что известно о второй волне коронавируса и чем она опасна
«Отсутствие симптомов говорит о мягком течении болезни, которое никогда не заставляет иммунную систему создавать «иммунологическую память», — цитирует газета профессора вирусологии Университета Рединга Иэна Джонса. По словам профессора, даже людям с положительным тестом на антитела не стоит чувствовать себя защищенными от болезни. Кроме того, результаты исследования показывают, что вакцины от коронавируса должны быть достаточно сильными, чтобы вызвать заметную реакцию иммунной системы, иначе могут потребоваться регулярные инъекции — а это лишь сильнее убедит противников прививок, добавил Джонс.
Исследование в Испании по-настоящему «отрезвляет», считает профессор отделения медицины Имперского колледжа Лондона Дэниел Отлман: «Общее число людей с антителами едва растет, потому что в то время как одни приобретают иммунитет, другие его теряют».
Выводы из испанского исследования позволяют предположить, что стремление допустить естественное заражение людей ради достижения коллективного иммунитета, когда большая часть населения переболела и невосприимчива к вирусу, «не только крайне неэтично, но и недостижимо», цитирует CNN рецензентов статьи — руководителя Женевского центра новых вирусных заболеваний Изабеллу Эккерле и вирусолога Женевского университета Бенджамина Майера.
Горящие регионы: какие субъекты России стали новыми очагами распространения коронавируса
На формирование коллективного иммунитета сделала ставку в своей стратегии борьбы с коронавирусом Швеция — она не стала вводить серьезных карантинных мер и ограничений. В результате в этой стране один из самых высоких в Европе уровней смертности от коронавируса. В июне главный эпидемиолог Швеции признал, что коллективный иммунитет вырабатывается у шведов «удивительно медленно». По данным компании Werlabs, в среднем по Швеции антитела есть только у 10,8% проверенных. В районе Стокгольма доля выше, а в провинции — ниже. Исследование в мае выявило антитела лишь у 7,3% шведов. В конце июня правительство Швеции начало проверку выбранной в стране стратегии борьбы с вирусом. В стране 73 344 заболевших и 5447 смертей. Для сравнения: в соседней Дании 13 089 заболевших при всего лишь 609 смертях.
Фото Dirk Waem / Belga via ZUMA Press / ТАСС