«Умный город» или «большой брат»: «Би-би-си» рассказала, как Москва собирает данные о жителях
Московские власти открыто говорят, как с помощью камер и мобильных телефонов выявляют нарушителей карантина в связи с коронавирусом. Но строить систему наблюдения мэрия начала задолго до пандемии. «Русская служба Би-би-си» рассказала, как работает «умный город» и почему его создателям не нравится, когда систему называют «большим братом»
- Развитие системы «умного города» в Москве началось с приходом на пост мэра Сергея Собянина, пишет «Русская служба Би-би-си». «Дайте мне город в режиме онлайн», — так передает слова Собянина бывший высокопоставленный сотрудник мэрии.
- Сейчас у властей города есть около 170 разнообразных систем, которые собирают данные о людях, дорогах, автомобилях, зданиях, канализации, торговых палатках, детских площадках и других составных частях города. В официальных документах они все упоминаются под сложными аббревиатурами, как СППРиУИР, АМиПМ или КИАСОУММ.
- «Главные помощники столичной мэрии — операторы сотовой связи», — считает «Русская служба Би-би-си». «Сотовые операторы знают о нас гораздо больше, чем город, они видят все наши передвижения. Мы готовы выйти без кошелька и паспорта, но не готовы оставить дома телефон», — отметил один из собеседников Би-би-си. Ориентируясь на данные операторов, Москва меняет городские транспорт и инфраструктуру, писали «Ведомости». Поначалу операторы не хотели делиться информацией об абонентах, и их «сильно уламывали», заявил «Би-би-си» топ-менеджер компании по сбору данным, которая сотрудничала с мэрией. Tele2 ответил редакции, что обезличенные сотовые данные — коммерческий продукт. МТС и «Вымпелком» (бренд «Билайн») отказались от комментариев. «Мегафон» не ответил на запрос. С 2015 года Москва выделила на закупку геоаналитической информации больше 700 млн рублей, подсчитала «Русская служба Би-би-си» по информации на сайте госзакупок.
- Данные операторов используют в том числе для расчета продовольственной обеспеченности районов Москвы. По ним же можно отследить нарушения карантина или самоизоляции пожилыми. Tele2 заявил, что идентифицировать кого-либо в передаваемых обезличенных данных нельзя. Но сведения можно сегментировать по ряду критериев, включая возраст, утверждает «Би-би-си». С 2018 года система обработки вызовов «Скорой помощи» получает точные координаты звонящего, добавила редакция.
- Кроме того, мэрия получает данные от сервисов такси и каршеринга, пишет Би-би-си. Данные передают в том числе «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет» и Gett. Центр организации дорожного движения получает агрегированные и обобщенные отчеты, заявили редакции «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Драйв». «Ситимобил» и «Везет» объяснили, что информацию передают по двухсторонним соглашениям с мэрией. Gett не ответил на запрос.
- Перемещения личного транспорта отслеживают с помощью дорожных камер фото- и видеофиксации.
Умная Москва: как Big Data помогает строить метро и бороться с пробками
- С помощью публичной сети Wi-Fi мэрия собирает данные о том, какие сайты посещают пользователи и с каких устройств, пишет Би-би-си. На основании данных формируются портреты пользователей — обезличенные, как утверждает собеседник «Русской службы Би-би-си» в крупной data-компании. Всех подключавшихся к городскому W-Fi оператор «Максимателеком» группирует по полу, возрасту, составу семьи, наличию автомобиля и по «жизненным ситуациям», пишет «Би-би-си». «Максимателеком» отказалась от комментариев.
- Данные граждан собирает также городской ресурс mos.ru и связанные с ним порталы, такие как «Активный гражданин» или «Наш город», пишет Би-би-си. Система отслеживания на этих сайтах собирает статистику даже о пользователях, которые посещают сайты в режиме «инкогнито».
- Нарушителей карантина выявляют в том числе с помощью системы видеонаблюдения и распознавания лиц. К началу 2020 года в городе работали более 175 000 камер, подключенных к единому центру хранения и обработки данных. Кроме того, в распоряжении города есть мобильные камеры в планшетах и телефонах.
- Система распознавания лиц обрабатывает несколько десятков миллионов лиц в сутки, миновать ее практически невозможно, сообщил «Русской службе Би-би-си» бывший высокопоставленный сотрудник мэрии, который занимался ее внедрением. Чтобы найти человека, достаточно одной фотографии. Системы умеют анализировать и голоса москвичей, отмечает Би-би-си со ссылкой на годовой отчет департамента информационных технологий мэрии.
Как Москва получила за $3,2 млн лучшую в мире систему распознавания лиц
- С 2012 года на развитие системы сбора и анализа данных было выделено около 500 млрд рублей (с учетом средств, которые заложены на 2020 год), подсчитала «Русская служба Би-би-си» по отчетам мэрии.
- Власти города подумывали о подписании соглашений с банками, чтобы получить финансовую информацию их клиентов, но в итоге от проекта решили отказаться, рассказал бывший сотрудник мэрии. Но примерное представление о доходах москвичей у мэрии все равно есть: оно складывается на основе платежей за ЖКХ и другие госуслуги, а также сведений о квартирах и автомобилях в собственности, пишет Би-би-си.
- «Конкретный человек нас не интересовал, нам нужны были обобщенные данные по различным группам», — утверждает один из собеседников «Русской службы Би-би-си». Но в случае необходимости с помощью этих систем можно следить и за любым конкретным человеком, отмечает редакция.
- Данные из некоторых систем мэрии можно купить на черном рынке, утверждает «Русская служба Би-би-си».
«Грязные данные»: что тормозит искусственный интеллект
- Создателям системы не нравится, когда ее называют «старшим братом» или «большим братом» — по аналогии с антиутопией «1984», отметила «Русская служба Би-би-си». «Мы всегда думали об удобстве и безопасности, а не о контроле. Все те решения, которые были внедрены, это не «старший брат», это «друг и помощник», - заявил «Би-би-си» один из создателей системы, бывший руководитель казенного учреждения «Москвы» «Информационный город». Департамент информационных технологий на момент публикации на вопросы не ответил, пишет Би-би-си.