Субсидии на создание фильмов уходят в офшорные компании, обнаружила Счетная палата. По ее данным, причина — в непрозрачности системы государственной поддержки кино
Процесс отбора заявок на государственную поддержку отечественного кино недостаточно прозрачен, в результате субсидии на создание фильмов уходят в офшорные компании, отмечается в бюллетене Счетной палаты. Первым на это обратил внимание РБК.
Ведомство проверило деятельность министерства культуры и Фонда кино с 2017 года по сентябрь 2019-го. За этот период на поддержку кинематографии из бюджета страны выделили 22,8 млрд рублей. Из них 17,9 млрд рублей (78,6%) пошли на производство национальных фильмов. Счетная палата пришла к выводу, что процедура отбора проектов и выдачи субсидий требует корректировки. Вопросы у ведомства вызвали работа экспертных советов, а также объективность их решений, критерии оценки заявок и дальнейшее использование выделенных денег.
Анализ пяти реестров документов с отчетностью о расходовании субсидий показал, что часто средства перечисляют на счета кинокомпаний, которые не должны предоставлять отчет, говорится в бюллетене. До 60% от сметной стоимости отечественных фильмов были направлены в кипрские компании или в российские фирмы, где работают от одного до девяти сотрудников. Фирмы с небольшим штатом, о которых говорит Счетная палата, обычно выступают подрядчиками в производстве картин, пояснил РБК руководитель СТВ Сергей Сельянов, назвав это стандартной практикой.
Сокуров закроет свой фонд поддержки кино из-за «недружелюбности и агрессивности» Минкультуры
По данным Счетной палаты, в состав экспертных советов, которые отбирают фильмы для финансирования, входят представители киносообщества. Они же являются крупнейшими получателями субсидий. По мнению ведомства, это создает риски финансирования аффилированных проектов. В частности, когда среди экспертов были председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, продюсер киностудии Николай Маковский и шеф-редактор Сергей Капков, эта компания была крупнейшим получателем господдержки среди производителей анимационных фильмов, указывает Счетная палата. Пресс-служба «Союзмультфильма» заявила РБК, что в тот период представители студии не участвовали в голосовании.
Кроме того, Счетная палата рекомендовала изменить метод отбора заявок, поскольку сейчас при распределении субсидий не учитываются провалы предыдущих картин авторов в прокате. В качестве примера приводится поддержка второй части истории про Урфина Джюса кинокомпании СТВ. Фонд кино выделил 200 млн рублей, хотя предыдущая картина — «Урфин Джюс и деревянные солдаты» — собрала 207 млн рублей в прокате при бюджете в 344,9 млн рублей.