В России на торгах впервые продали единственное жилье гражданина, признанного банкротом. Мужчине выдали взамен квартиру почти в пять раз меньше прежней. Юристы считают, что это решение может спровоцировать множество аналогичных дел, а роскошную недвижимость снова начнут регистрировать на бывших супругов и детей
В июне на торгах впервые в России продали единственное жилье гражданина-должника, написал «Коммерсантъ» со ссылкой на Единый реестр сведений о банкротстве. В нем указано, что 22 июня был заключен договор купли-продажи на квартиру Аркадия Поторочина общей площадью 147,3 кв. м в Екатеринбурге.
Квартиру продали за 8,25 млн рублей. Покупателем выступило ООО «Правознай» — судя по сайту, это екатеринбургская юридическая компания, которая среди прочего занимается сопровождением бизнеса, добивается выплаты долгов от контрагентов, решает для физических лиц вопросы с наследством. По данным агентства недвижимости «Екатдом», рыночная стоимость квартиры Поторочина составляет около 11-12 млн рублей, отметил «Коммерсантъ».
Индивидуального предпринимателя Аркадия Поторочина уже признавали банкротом в 2012 году, второе такое решение суд вынес в мае 2018 года, показывает Единый реестр сведений о банкротстве. Тогда долги россиянина составляли 21,4 млн рублей, написал «Коммерсантъ». Поторочин просил исключить из конкурсной массы его двухуровневую пятикомнатную квартиру в Екатеринбурге как единственное жилье. В июле 2018 года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил ходатайство, но в январе 2019 года кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение.
Последний дворец: почему Конституционный суд разрешил отбирать у банкротов единственное жилье
Кредиторы предложили заменить двухуровневую квартиру на однокомнатную в Екатеринбурге площадью 31,7 кв. м с учетом того, что Поторочин холост и не имеет иждивенцев, сообщил «Коммерсантъ». Суды отклонили ходатайство Поторочина и решили, что предложенная новая квартира «разумно достаточна для удовлетворения конституционно значимых потребностей в жилище для одного человека», процитировала газета.
Поторочин в декабре 2020 года снова попытался исключить пятикомнатное жилье из конкурсной массы: он сослался на постановление Конституционного суда о том, что процедура замещения квартиры противоречит законам, и на позицию Верховного суда, что кредиторы не вправе навязывать должнику замещающее жилье. В феврале 2021 года суд прекратил производство: посчитал, что спор «разрешен ранее», а Верховный суд высказал позицию уже после вступления в силу предыдущих решений по делу Поторочина и обратной силы не имеет. Апелляция и кассация с этим согласились, сообщил «Коммерсантъ».
Конец безумия: почему ипотечный бум в России завершается
Это первый известный в России случай, когда квартиру должника продали, а ему предоставили более скромное жилье, заявили газете опрошенные юристы. В «развитых иностранных правопорядках» нет абсолютной неприкосновенности единственного жилья без учета его стоимости, сообщил изданию партнер MGP Lawyers Денис Быканов: «Иначе можно вложить все деньги во дворец и получить защиту от кредиторов», — процитировал его слова «Коммерсантъ». В апреле Конституционный суд разрешил в отдельных случаях предоставлять должнику замещающее жилье площадью не меньше соцнормы.
«В обществе существует определенный запрос на взыскание роскошного жилья должника. И Конституционный суд недавно допустил изъятия из правила об абсолютном иммунитете единственного жилья», — отмечает Быканов.
Дело Поторочина выглядит «первой ласточкой, за которой должны полететь стаи со всех уголков страны», считает старший юрист «Арбитраж.ру» Артем Комсюков. Он предположил, что формальными собственниками роскошного жилья теперь снова будут делать несовершеннолетних детей и бывших супругов. Новый «ожидаемый вектор судебной практики» убедит многих состоятельных россиян по-новому взглянуть на защиту своих активов, отметил партнер юрфирмы «Степачков и Сурчаков» Никита Степачков.