Эксперты назвали среднюю сумму списания с карт после звонков мошенников
Мошенники в результате телефонных звонков похищали в 2020 году в среднем 13 900 рублей. По сравнению с 2019-м, средний чек кражи стал на 8% меньше, потому что злоумышленники стараются не вызывать подозрений у банков
В 2020 году мошенники в результате телефонных звонков похищали у россиян в среднем по 13 900 рублей за один раз, что на 8% меньше среднего чека кражи в 2019 году, следует из исследования группы «Тинькофф» «Мошенничество в российской банковской сфере в 2020 году». «Банки пристально следят за сомнительными операциями, особенно с крупными суммами. Чтобы не вызвать подозрение у служб фродмониторинга, мошенники стремятся проводить меньшие суммы несколькими операциями», — говорится в документе, с которым ознакомился РБК.
Кроме того, считают авторы исследования, службы мониторинга фрода (телефонное мошенничество) позволяют пресекать случаи мошенничества, поэтому средний чек кражи еще более снижается. С учетом неудачных попыток, считают они, злоумышленники за одну атаку теперь пытаются украсть на 12% меньше, чем годом ранее.
Всего в 2020 году мошенники украли у банковских клиентов на 70% больше, чем в 2019-м. Объемы мошенничества выросли на 60% и превысили максимум за всю историю наблюдений, отмечается в исследовании. По данным ЦБ, за девять месяцев 2020 года (более свежая информация пока не опубликована) мошенники украли с карт и счетов банковских клиентов примерно 6,5 млрд рублей.
Кражи средств путем обмана составили 80% в общем объеме украденных средств (в 2019 году — 67%). Половину всех украденных денег в 2020 году жертвы сами перевели мошенникам (в 2019 году — 30%), еще 28% приходится на кражи в результате того, что клиенты раскрывали данные карт или секретные коды банков (в 2019 году — 37%).
ЦБ предупредил о новом виде телефонного мошенничества
Самый популярный канал для мошенничества (64%) — сайты объявлений и поддельные интернет-магазины, через них было похищено 13% от общего объема украденного. «Примерно в 36% успешных случаев злоумышленник выступал продавцом по объявлению на специализированных сайтах (например, Avito, «Юла») и в соцсетях, а покупатель по ложной ссылке вводил данные своей карты или переводил оплату за несуществующий товар», — говорится в исследовании. Звонки от имени банка использовались в 13% случаях мошенничества, но они лидируют по объему хищений — 30%.
Звонок из «Матросской Тишины»: как бороться с call-центрами в тюрьмах
Самые большие суммы мошенники похищали, призывая жертву перевести деньги «в безопасную ячейку» якобы из-за атак на его счет — в среднем 45 000 рублей. Звонки от «службы безопасности банка» позволяли в среднем похищать 30 000 рублей.
«Подарок от Пугачевой» и другие онлайн-капканы: как уберечь свой кошелек от мошенников
Ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов объяснил рост в 2020 году инцидентов, связанных с телефонным мошенничеством, фишингом и социальной инженерией, пандемией, удаленным режимом работы и переходом злоумышленников от сложных атак (например, с использованием вирусов) на более простые и достаточно эффективные методы. «Люди часто теряли деньги на различных подозрительных ресурсах, например, обещающих социальные выплаты, денежные призы, вознаграждение за опрос, а также в фейковых онлайн-магазинах», — пояснил он изданию.