ЦБ предложил ввести «паспорта» финансовых продуктов для борьбы с навязыванием услуг в банках
Центробанк придумал новый способ защиты банковских клиентов от навязанных услуг. Он хочет обязать кредитные организации при продаже страховок или инвестпродуктов выдавать клиентам специальные «паспорта» с описанием всех рисков. Эксперты предупреждают, что дополнительные бумаги не уберегут клиентов от необдуманных вложений
Центробанк предложил ужесточить правила продажи банками небанковских продуктов и услуг, обязав их описывать выгоды и риски таких вложений в специальных «паспортах». Об этом сообщает РБК со ссылкой на разработанный ЦБ законопроект.
«Принятие такого закона поможет потребителям лучше понимать особенности и риски разных финансовых продуктов и инструментов, формировать правильные ожидания от тех или иных финансовых операций», — отметил в разговоре с изданием представитель Центробанка.
Скромный подарок к Новому году: какие банки предлагают открыть вклады с доходностью выше 5% годовых
Законопроект предполагает внедрение так называемых ключевых информационных документов (КИД), в которых банки будут в краткой форме описывать суть финансового инструмента, условия вложения денег, риски и гарантии для клиента и сведения о возможных комиссиях. Кредитные организации должны будут предоставить такую памятку клиенту до заключения договора, пишет РБК. Согласно законопроекту, изменения также коснутся страховых компаний, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов и брокерских фирм.
В документе не обозначены конкретные наказания для организаций, которые будут некорректно взаимодействовать с клиентами, но сказано, что ЦБ сможет применять меры в соответствии с законом о Центральном банке: накладывать штрафы, ограничивать определенные операции. Санкции будут зависеть «от тяжести, повторности, устранимости нарушений», объяснил представитель ЦБ.
Погода на завтра от ЦБ: что значит для экономики новый подход регулятора к сценариям и открытости
Основные параметры КИД уже определены, сейчас они дорабатываются. «Паспорта будут разработаны для всех финансовых продуктов и инструментов, они будут грейдированы цветом по степени сложности, чтобы гражданам было легче ориентироваться», — заявил представитель Центробанка.
Вице-президент Ассоциации российских банков Олег Скворцов в разговоре с РБК отметил, что, по оценкам экспертов, «утилизация некоторых небанковских продуктов составляет менее 10%, то есть из 100 человек, купивших его, 90 не пользуются им». При этом банки, по его словам, ради дополнительного дохода ставят сотрудникам высокие планы продаж. «Это касается и страховок, и нестраховых комиссионных продуктов вроде юридических услуг или телемедицины, и различных инвестиционных продуктов», — пояснил эксперт. Паспорта финансовых продуктов, по его мнению, «внесут определенный порядок», хотя и не решат всех проблем.
Аналитики ожидают роста ставок по ипотеке
«Потребители и так очень много разных бумажек подписывают в банках, а это еще одна бумажка. Будет потребитель читать ее или нет — вопрос», — отмечает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. С ним соглашается директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов: «Памятки, брошюры в дополнение к договору ничего не дадут, если менеджер будет достаточно убедительным». По его мнению, решить проблему навязанных небанковских услуг может повышение финансовой грамотности потребителей.
Самые надежные российские банки по версии Forbes
Самые надежные российские банки по версии Forbes