ЦБ предложил ввести «паспорта» финансовых продуктов для борьбы с навязыванием услуг в банках
Центробанк придумал новый способ защиты банковских клиентов от навязанных услуг. Он хочет обязать кредитные организации при продаже страховок или инвестпродуктов выдавать клиентам специальные «паспорта» с описанием всех рисков. Эксперты предупреждают, что дополнительные бумаги не уберегут клиентов от необдуманных вложений
Центробанк предложил ужесточить правила продажи банками небанковских продуктов и услуг, обязав их описывать выгоды и риски таких вложений в специальных «паспортах». Об этом сообщает РБК со ссылкой на разработанный ЦБ законопроект.
«Принятие такого закона поможет потребителям лучше понимать особенности и риски разных финансовых продуктов и инструментов, формировать правильные ожидания от тех или иных финансовых операций», — отметил в разговоре с изданием представитель Центробанка.
Скромный подарок к Новому году: какие банки предлагают открыть вклады с доходностью выше 5% годовых
Законопроект предполагает внедрение так называемых ключевых информационных документов (КИД), в которых банки будут в краткой форме описывать суть финансового инструмента, условия вложения денег, риски и гарантии для клиента и сведения о возможных комиссиях. Кредитные организации должны будут предоставить такую памятку клиенту до заключения договора, пишет РБК. Согласно законопроекту, изменения также коснутся страховых компаний, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов и брокерских фирм.
В документе не обозначены конкретные наказания для организаций, которые будут некорректно взаимодействовать с клиентами, но сказано, что ЦБ сможет применять меры в соответствии с законом о Центральном банке: накладывать штрафы, ограничивать определенные операции. Санкции будут зависеть «от тяжести, повторности, устранимости нарушений», объяснил представитель ЦБ.
Погода на завтра от ЦБ: что значит для экономики новый подход регулятора к сценариям и открытости
Основные параметры КИД уже определены, сейчас они дорабатываются. «Паспорта будут разработаны для всех финансовых продуктов и инструментов, они будут грейдированы цветом по степени сложности, чтобы гражданам было легче ориентироваться», — заявил представитель Центробанка.
Вице-президент Ассоциации российских банков Олег Скворцов в разговоре с РБК отметил, что, по оценкам экспертов, «утилизация некоторых небанковских продуктов составляет менее 10%, то есть из 100 человек, купивших его, 90 не пользуются им». При этом банки, по его словам, ради дополнительного дохода ставят сотрудникам высокие планы продаж. «Это касается и страховок, и нестраховых комиссионных продуктов вроде юридических услуг или телемедицины, и различных инвестиционных продуктов», — пояснил эксперт. Паспорта финансовых продуктов, по его мнению, «внесут определенный порядок», хотя и не решат всех проблем.
Аналитики ожидают роста ставок по ипотеке
«Потребители и так очень много разных бумажек подписывают в банках, а это еще одна бумажка. Будет потребитель читать ее или нет — вопрос», — отмечает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. С ним соглашается директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов: «Памятки, брошюры в дополнение к договору ничего не дадут, если менеджер будет достаточно убедительным». По его мнению, решить проблему навязанных небанковских услуг может повышение финансовой грамотности потребителей.