Эксперты назвали главное препятствие для восстановления экономики после пандемии
Запланированные на 2021–2023 годы расходы государства не смогут поддержать восстановление российской экономики после пандемии и даже послужат тормозящим фактором для экономического развития. Об этом пишет РБК со ссылкой на экспертов рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), консалтинговой компании Oxford Economics и Альфа-банка.
Очищение через страдание: что дает введение локдауна властям
По оценкам НКР, расходы федерального бюджета в 2021 году будут на 9% (2,2 трлн рублей) ниже уровня текущего года. Таким образом, сокращение расходов будет эквивалентно примерно 2% потенциального ВВП на этот год. Это не позволит России стимулировать восстановление в наиболее пострадавших отраслях экономики и быстро преодолеть последствия кризиса 2020 года, заявил управляющий директор группы рейтингов органов власти НКР Андрей Пискунов. «С учетом минимальных значений долговой нагрузки РФ планируемые расходы федерального бюджета выглядят чрезвычайно консервативными», — отметил он.
По оценкам Альфа-банка, правительство в 2021 году сократит номинальные бюджетные расходы на 5%, или на 1,1 трлн рублей. Главный экономист банка Наталия Орлова отметила, что «ужесточение бюджетной политики может обойтись экономике потерей до 2% ВВП». По ее словам, в 2021 году Россия может рассчитывать на экономический рост, но траектория восстановления экономики все еще не ясна, поскольку пандемия коронавируса продолжит влиять на экономику и в первом квартале будущего года. По оценкам Альфа-банка, экономический рост составит 2,5% (прогноз Минэкономразвития — 3,3%), пишет РБК.
Почти как война: как пандемия ломает устоявшиеся экономические модели
Непроцентные расходы расширенного бюджета России (федеральный уровень, регионы и социальные фонды) в 2021 году сократятся на 2–3% ВВП относительно 2020 года, отмечает РБК со ссылкой на данные Минфина. Такое сокращение отнимет до 1 процентного пункта ВВП от экономического роста в 2021 году, заявила изданию экономист Oxford Economics Евгения Слепцова. Она отметила, что Центробанк будет стараться компенсировать негативный фискальный эффект, но пространство для снижения ставок сужается. Даже дополнительные 50 б.п. снижения ставки, по ее словам, будут иметь слабый эффект по сравнению с мерами, принятыми в 2020 году.
Представитель Минфина в разговоре с РБК заявил, что о консолидации бюджета речи не идет. «Предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики, синхронизированная с восстановлением деловой активности в ненефтегазовой экономике. В следующем году сохраняется значительный антикризисный стимул — более 1 процентного пункта ВВП», — сообщила пресс-служба ведомства.
Экономика прививок: как обеспечить мир вакцинами от COVID-19
Представитель министерства также заявил, что по приросту расходов бюджета в 2020 году (27%) «Россия занимает пятое место, опережая все европейские страны и большинство крупных стран с развивающейся экономикой». Кроме того, по его словам, «по реакции экономики на реализацию антикризисного пакета Россия занимает одно из первых мест в части эффективности». Однако, как пишет РБК, ссылаясь на данные Международного валютного фонда, суммарные бюджетные затраты в России на здравоохранение и пострадавшие от кризиса секторы экономики в виде непосредственных расходов бюджета или отказа от сбора налоговых доходов составили 2,4% ВВП, в то время как, например, Канада, США и Австралия потратили в среднем 12% ВВП.
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images