Сбербанк в следующем году запустит универсальный многокатегорийный маркетплейс, заявил Лев Хасис. Предыдущие попытки госбанка стать лидером в сфере электронной коммерции он назвал неудачными
Сбербанк планирует запустить универсальный многокатегорийный маркетплейс в 2021 году, заявил первый зампред правления банка Лев Хасис, выступая на Дне инвестора. Эту задачу он выделил как одно из ключевых направлений развития e-commerce бизнеса банка. В их числе он также назвал «завоевание сильных позиций» в ключевых товарных категориях, развитие логистики, создание финансовых и других сервисов для участников маркетплейса и интеграцию с остальными «активами и возможностями» компании.
Вишенка на не очень вкусном торте: зачем «Сбер» купил Rambler Group
К концу 2023 года «Сбер» надеется «войти в топ-3 или топ-5 игроков рынка с общим оборотом порядка полутриллиона рублей», заявил Хасис. Создавать сервис электронной коммерции компания будет не с нуля, отметил он, упомянув «опыт создания и успешного вывода на рынок маркетплейса «Беру» и сервисы «СберМаркет», «Самокат» и «СберЛогистика», которые входят в экосистему банка.
Впрочем, он также признал, что предыдущие попытки компании стать лидером в сфере e-commerce были неудачными. «Пожалуй, самым болезненным примером того, что что-то пошло не так, является попытка построить значимый бизнес в области электронной коммерции в рамках нашей экосистемы. К сожалению, все три наши попытки реализовать такой проект в рамках нашей предыдущей стратегии закончились неудачно», — сказал Хасис.
Выход за границы: как «Яндекс» расширяет борьбу с реальностью
Он добавил, что «Сбер» дважды пытался договориться с потенциальными партнерами, но не смог «материализовать достигнутые договоренности». В качестве примера Хасис привел сотрудничество с «Яндексом». Компании хотели создать российский аналог Amazon и в 2018 году запустили маркетплейс «Беру» на базе «Яндекс.Маркета». Летом этого года они объявили о «разводе» и разделе общих активов. По условиям сделки банк выкупил долю (25% плюс 1 рубль) в сервисе «Яндекс.Деньги» за 2,4 млрд рублей. «Яндексу» полностью перешла компания Yandex.Market B.V., которая работает в России под брендами «Яндекс.Маркет», «Беру», «Суперчек» и другими. Сумма сделки составила 42 млрд рублей, а совокупная прибыль Сбербанка от продажи — около 20 млрд рублей до налогообложения. «Хотя по итогам мы заработали очень хорошую прибыль, нашу стратегическую цель — построение ведущего игрока в этой важнейшей индустрии (электронной коммерции) — мы пока так и не достигли», — отметил Хасис.
«Пообсуждали и разошлись»: почему развалилась сделка «Яндекса» и Тинькофф Банка
Лев Хасис не уточнил, что имел в виду под второй и третьей неудачной попыткой построить бизнес в e-commerce. Ранее в ноября российский онлайн-гипермаркет Ozon согласился выплатить «Сберу» 1 млрд рублей компенсации за срыв неназванного соглашения. Reuters со ссылкой на источники сообщал, что банк вел переговоры о покупке крупной доли в Ozon.
20 ноября The Bell со ссылкой на четыре источника на рынке онлайн-ритейла сообщил, что Сбербанк вел переговоры с владельцем «М.Видео» Михаилом Гуцериевым о покупке принадлежащего ритейлеру маркетплейса Goods.ru, а возможно, и самого «М.Видео». Сбербанк тогда назвал эту информацию слухами и отказался ее комментировать. Принадлежащий Гуцериеву «Сафмар» категорически опровергнув возможность продажи «М.Видео».