По-мексикански: Россия задумалась о страховании нефтегазовых доходов от падения цен
В Кремле и правительстве обсуждают запуск в России программы хеджирования нефтегазовых доходов — то есть, фиксирования цены на поставку природных ресурсов на определенном уровне заранее. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник.
Как пишет «Интерфакс», Россия может начать приобретение опционов на продажу нефти или газа (их еще называют пут-опционы). В этом случае страна примет обязательства поставить топливо тому, кто продал опцион, по оговоренной цене. В отличие от широко известных фьючерсов, покупатель опциона может отказаться от его исполнения — например, если рыночная цена выше, чем закрепленная в контракте. Но покупатель опциона в любом случае платит продавцу контракта комиссию. Деньги на функционирование схемы может дать Фонд национального благосостояния (ФНБ), который, как ожидают чиновники, получит существенную прибыль, а российский финансовый рынок станет более устойчивым, передает агентство. ФНБ формируется как раз за счет «излишка» от нефтегазовых доходов, который образуется при цене выше заложенной в бюджет цены отсечения (в этом году $42,4 за баррель). Это уже сам по себе механизм защиты бюджета от колебаний цен.
Разработать программу хеджирования по цене отсечения Владимиру Путину предложила «Роснефть», утверждает источник «Интерфакса». Компания отказалась от комментариев агентству. По словам собеседника «Интерфакса», идею поддержал помощник президента Максим Орешкин и рекомендовал поручить правительству представить предложения по возможным параметрам хеджирования и организации системы, и Путин с этим согласился. Первый вице-премьер Андрей Белоусов уже поручил ведомствам проработать вопрос, заявил источник «Интерфакса» в финансово-экономическом блоке правительства. Министерства должны представить президенту проект доклада до 30 июля, указал «Интерфакс».
ОПЕК+ на развилке: почему России придется согласиться на нефть по $35-45 за баррель
Хеджирование позволяет подстраховаться от резких колебаний цен на рынках энергоресурсов и минимизировать потери. На национальном уровне такой механизм применяет только Мексика, заявил источник «Интерфакса» со ссылкой на письмо Орешкина. Мексика на протяжении последних 20 лет каждый год покупает пут-опционы на нефть у небольшой группы инвестиционных банков и нефтяных компаний, писал в апреле Bloomberg. В прошлые кризисы на нефтяном рынке страна получала прибыль: например, $5,1 млрд в 2009-м или $6,4 млрд в 2015-м. При этом хедж каждый год обходится стране в $1 млрд. В этом году Мексика тоже может получить свыше $6 млрд (0,5% ВВП), передает «Интерфакс» содержание письма Орешкина.
Помощник президента отметил, что, если бы Россия так же хеджировала нефтегазовые поступления, на страхование рисков в 2020 году из ФНБ было бы потрачено 305 млрд рублей (10,3% от нефтегазовых поступлений в фонд в 2019 году). При этом только в первой половине 2020 года пополнение фонда за счет хеджа составило бы 1,4 трлн рублей, цитирует письмо Орешкина источник «Интерфакса». Для сравнения: в весь бюджет 2020 года заложены доходы в размере 20,38 трлн рублей, то есть хедж бы составил 6,9% от заложенных в бюджет доходов. Это именно компенсация выпадающих доходов, а не дополнительная прибыль.
Россия и ОПЕК обсудят увеличение добычи нефти после рекордного сокращения
Если участники рынка будут понимать, что резкие снижения цен на нефть будут в России в значительной степени компенсированы механизмом хеджирования, это позволит экономике страны проходить такие периоды с более низким уровнем стресса финансовых рынков и экономики, отметил Орешкин (в изложении источника «Интерфакса»).
Россия и раньше рассматривала возможность хеджирования: в 2009 году страна вела переговоры по этому поводу с банками Goldman Sachs и Morgan Stanley, но так и не приняла программу, отмечает Bloomberg. Пресс-секретарь президента и представители министерств финансов и энергетики не ответили на запросы агентства.
Цены на нефть резко упали в марте из-за сократившегося спроса вследствие пандемии коронавируса, а также после разрыва сделки ОПЕК и России о сокращении добычи. 12 апреля картель и Россия заключили новую рекордную сделку, которая укрепила цены на нефть, но на докризисный уровень они не вернулись. По состоянию на вечер 22 июля, Brent стоит $44.
Фото Андронова Алексея / ТАСС