Российская экономика балансирует между началом слабого роста и новым провалом после снятия первых ограничений, предупреждают эксперты. Вытянуть российскую экономику может только рост мирового ВВП
Российская экономика после отмены первых ограничений перешла к постепенному восстановлению, но пока что все равно балансирует между началом слабого роста и новым провалом, пишут «Ведомости» со ссылкой на опрошенных экономистов.
Экономика России в мае сократилась более чем на 10%
Ситуация нормализуется, но данных, чтобы понять, насколько серьезно восстановление, пока мало, заявил главный экономист инвестиционного банка BCS Global Markets Владимир Тихомиров. По его словам, в период ограничений не сильно пострадали инвестиции, а строительство ежемесячно падало примерно на 2%. По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, нижняя точка экономического спада была пройдена в апреле. Уже в мае падение в годовом выражении оказалось меньше, уточнила эксперт, отметив, что даже в апреле рост безработицы и сокращение экономики были не такими сильными, как ожидалось.
Тихомиров предупредил, что после завершения основной государственной поддержки в июле и без того сдержанный фискальный стимул перестанет быть драйвером экономики. В июне Минфин сообщил о перераспределении расходов на 600 млрд рублей. В следующем году ведомство планирует закрепить расходы на уровне 2020-го: в марте предполагалось потратить 20,8 трлн рублей, то есть на 1,1 трлн рублей больше изначально заложенных в 2020-м, но меньше, чем в 2021-м (21,2 трлн рублей). Федеральный чиновник сказал изданию, что после ослабления фискального стимула поддержать экономику мог бы ЦБ.
«Из рубля мы вышли»: как богатые россияне спасают свои капиталы
По словам Тихомирова, мягкая денежно-кредитная политика не сможет обеспечить рост экономики. Снижение ставок способно поддержать закредитованных людей, но не стимулировать спрос, уточнил он. По мнению эксперта, вытянуть российскую экономику может только рост мировой экономики. С этой точкой зрения согласны и экономисты «Уралсиба», отмечает издание.
По данным ЦБ, к середине июня начали лучше себя чувствовать и бизнес, и потребители. По данным ЦБ, к середине месяца стабилизировались финансовые потоки, однако они по-прежнему остаются на низком уровне, отмечает издание. Кроме того, регулятор заметил рост депозитов на 1,4%. Также большинство опрошенных Центробанком предприятий планируют восстановить или нарастить производство по сравнению с докризисным уровнем. Но исследовательская компания Nielsen сообщала, что в апреле-мае повышенным спросом стали пользоваться товары низкого ценового сегмента, писал «Коммерсантъ». Сотрудник международной экономической организации сказал «Ведомостям», что рост неравенства в потреблении стал ближайшим трендом.
По его словам, в ближайшие месяцы в сегменте непродовольственных товаров будет всплеск за счет отложенного спроса, однако большинство будет экономить из-за боязни второй волны и новых падений доходов. Центр развития Высшей школы экономики ожидает, что доходы населения даже с учетом государственной поддержки могут упасть на 8,2% за весь 2020 год. В то же время Минэкономразвития ждет падения на 3,5%, а в 2021—2022 годах — ускорения роста доходов до 2%—3%.
По прогнозу Газпромбанка, основной цикл смягчения денежно-кредитной политики уже завершен. Нижняя граница ставки ограничена ожидаемой инфляцией, ЦБ говорит о 3,8%–4%. Однако если падение потребительского спроса затянется, то ставка может уйти и ниже 4%, считает главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин.