Производители похоронной продукции повысили цены вслед за их ростом на металл и древесину
В августе резко подорожала продукция, необходимая для похорон. Стоимость гробов выросла минимум на 30%, деревянные кресты — на 20%, а металлические оградки для могил — в 2,5 раза. Подорожание связано с ростом цен на металл и древесину
В августе в России из-за подорожания древесины и металла выросли цены на продукцию для похорон. Стоимость гробов поднялась на 30%, деревянных крестов — на 20%, металлические оградки для мест захоронения — в 2,5 раза, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка ритуальных услуг.
Производители гробов уведомили ритуальные агентства о повышении стоимости на их продукцию на 30–60%, рассказал газете глава похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов. По его словам, если в июле закупочная стоимость стандартного деревянного гроба не превышала 7000 рублей, то с августа она составила 9200 рублей. Более дорогие образцы подорожали с 15 000 рублей до 20 000 –25 000 рублей. Это самое заметное повышение за десять лет, сказал Болтунов: «До сих пор цены на гробы росли в пределах инфляции».
Представитель одной из похоронных организаций Московской области добавил, что подорожали и другие атрибуты, включая металлические оградки, кресты и памятники. Это логичным образом приведет к повышению цен для конечных потребителей, сказал он. В ГБУ «Ритуал», которое управляет московскими кладбищами, сообщили, что получали от ряда производителей письма об увеличении цен на часть поставляемой продукции в среднем на 15%.
Россияне начали экономить на погребальных и мемориальных услугах при похоронах
«Металл, который мы закупали для изготовления оградок в начале года по 40 000-45 000 рублей за тонну, теперь стоит не менее 110 000 рублей»,— отметил Болтунов. Деревянные кресты выросли в цене на 10–20%, сказал эксперт. Такие кресты, пояснил он, производят в полевых условиях нелицензированные специалисты. Представитель компании «Фаворит», производителя гробов, крестов и другой ритуальной продукции подтвердил, что компания увеличила стоимость на гробы на 30%, и «это не последнее повышение». Из-за предстоящего запрета на экспорт необработанной древесины ее стоимость выросла вдвое, объяснили в подмосковном «Фаворите».
Рост выручки предприятий ритуальных услуг ускорился в октябре
Президент Владимир Путин в сентябре 2020 года поручил правительству ввести полный запрет с 1 января 2022 года на вывоз из России необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что из-за этого строительный брус по сравнению с летом 2020 года вырос в цене с 11 000-13 000 рублей до 24 000-26 000 рублей за 1 куб. м, а обрезная доска — с 9500 до 19 000 рублей за 1 куб. м. «В преддверии запрета на вывоз необработанной древесины российские игроки наращивают экспорт за рубеж, а на фоне дефицита внутренние цены подтягиваются к экспортным», — отметил эксперт. Он добавил, что на многих зарубежных рынках цены во второй половине лета начали снижаться, но в России вряд ли произойдет существенное удешевление до 2022 года.
Руководитель оператора московских кладбищ объяснил доход выше, чем у Собянина
«Повышение цен на гробы производителями точно не связано с монополизацией рынка», — отметил вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Владимир Родькин. По его словам, в каждом регионе работает множество локальных игроков, производство которых не превышает 100 гробов в месяц. При этом похоронный рынок резко реагирует на покупательскую способность потребителей, уточнил эксперт: если деревянные гробы станут недоступны определенным категориям граждан, спрос сместится на более бюджетные варианты — например, из картонных материалов или ЛДСП.
В «Фаворите» считают, что монопольное положение крупнейших производителей МДФ и ЛДСП уже привело к повышению цен на их продукцию: с начала 2021 года МДФ выросла в цене на 150%, ЛДСП — на 200%. В Kastomonu, производящей большую часть МДФ для похоронного бизнеса, не смогли предоставить оперативный комментарий. Бурмистров отметил повышение цен на эту группу товаров в 2–2,5 раза.