Субсидирование продаж электромобилей выпало из планов правительства
Правительство не нашло денег на субсидирование спроса на электромобили. Минпромторг планирует собрать их за счет повышения утилизационного сбора, но этот источник финансирования пока не согласован
Правительство не заложило средств на поддержку спроса на электромобили в драфт федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Финансирование программы до 2024 года сократилось с 203,2 млрд рублей до 121,2 млрд рублей. Из федерального бюджета планируется привлечь 9,6 млрд рублей и 38 млрд рублей — из Фонда национального благосостояния (ФНБ), пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на драфт проекта.
Фактически он представляет собой план реализации концепции развития электротранспорта, которая обсуждается в правительстве. В программу к электромобилям добавили машины на водородном топливе, но ее финансирование сократилось в сравнении с показателями, которые обозначались в концепции. Так, общий бюджет до 2024 года уменьшился с 203,2 млрд рублей до 121,2 млрд рублей, бюджет до 2030 года с 803,7 млрд рублей до 591,2 млрд. До 2024 года предполагается привлечь более 48 млрд рублей (9,6 млрд из федерального бюджета и 38 млрд из ФНБ). В концепции Минэкономики из ФНБ планировалось привлечь 20 млрд рублей, а из бюджета — 50,2 млрд. Как выяснила газета, лимиты, указанные в драфте до 2024 года, уже согласованы правительством.
Власти решили ввести скидки на собранные в России электромобили
В Минпромторге подтвердили, что источники финансирования проекта согласованы решением правительства. В министерстве уточнили, что 8,1 млрд рублей бюджетных средств пойдут на софинансирование затрат по созданию «быстрых» зарядных станций, 1,5 млрд рублей — на испытательную базу для проектирования электромобилей. Средства ФНБ направят на софинансирование производств компонентов для электротранспорта, а также водородных топливных элементов, добавили в Минпромторге. По новой оценке, на льготные лизинг и кредитование необходимо 14,9 млрд рублей до 2024 года (110,9 млрд рублей до 2030 года). В проекте паспорта указано, что эти деньги планируется собрать за счет повышения утильсбора на автомобили. С 2029 года при отсутствии субсидирования спроса будут установлены требования к автопроизводителям по доле продаж электромобилей в общем объеме реализации. В планах произвести 728 000 отечественных электромобилей в 2022–2030 годах. Рынок электромобилей в России 0,1% от общих продаж в 2020 году.
Правительство разработает программу поддержки электромобилей на 418 млрд рублей
В концепции предполагалось, что эти средства предназначаются только на электромобили, но в паспорте это не уточняется. В таком случае скидки по кредитам и лизингу для российских машин оплатят покупатели импортируемых или низко локализованных электромобилей. Еще одним источником станет вводимая на электромобили ввозная пошлина, которая также ведет к удорожанию машин для покупателей. В Минпромторге сообщили, что источник финансирования существующих программ по льготным кредитованию и лизингу, расширенных на электротранспорт, будет определен при принятии закона о бюджете на 2022 год. Лизинг и кредитование «стимулируют спрос на тех этапах, когда это уже общепринятый транспорт, а не переход на новые технологии», сказали в ГАЗе. В коммерческом транспорте крупные компании с госучастием и большим логистическим парком были бы готовы осуществить массовый переход на электромашины при наличии субсидий, отметили там.
Больше половины продаваемых в мире автомобилей к 2026 году будут электрифицированными
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отметил, что на начальном этапе нужны меры поддержки, которые уравняли бы стоимость покупки электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. «В Китае, Германии и других странах давали масштабную субсидию на покупку электромобиля (например, в Германии €4000 на электромобиль, на гибрид — €3000, в Китае в начале программы субсидия составляла примерно $7700). В США предоставляли значительный налоговый вычет: $7500 на электромобиль», — рассказал он. «Начальным этапом» развития в мире считалось объемное выражение в штуках: например, США давали налоговый вычет на первые 200 000 машин производителя, а Китай снизил объемы поддержки после достижения целевого показателя электромобилей в 5% от годовых продаж.