Вспышка COVID-19 на юге Китая может вызвать глобальные сбои в контейнерной торговле
Вспышка COVID-19 на южном побережье Китая может вызвать большие перебои в мировой контейнерной торговле, чем блокировка Суэцкого канала, предупредили участники рынка. Бизнес ожидает задержек в поставках, в частности, электроники и микросхем, которые уже стали остродефицитным товаром
Вспышка коронавирусной инфекции на южном побережье Китая — в провинции Гуандун — привела к перебоям в работе крупнейших контейнерных портов. Морское контейнерное сообщение оказалось под угрозой более серьезной, чем блокировка Суэцкого канала судном Ever Given в марте, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка морских перевозок.
По данным газеты, перебои в морском контейнерном сообщении, связанные со вспышкой COVID-19 в провинции Гуандун, к середине июня охватили портовые терминалы Яньтянь и Шэкоу в порту Шэньчжэнь (13,3 млн TEU в год) и Наньша в Гуанчжоу (15,6 млн TEU). Шэньчжэнь и Гуанчжоу — третий и пятый по величине контейнерные порты мира. Как рассказал вице-президент Kuehne + Nagel в России и странах СНГ по морским перевозкам Марио Врлжичак, порт Яньтянь был закрыт с 25 по 31 мая. «Это привело к большому скоплению грузов как в порту, так и за его пределами», — сообщила собеседник газеты. Он отметил, что часть Яньтяня открыли, но порт работает лишь на 30% от прежней мощности. Некоторые суда, сказал Врлжичак, были перенаправлены в альтернативные порты в Наньша, Шэкоу и Гонконг, но те не в состоянии вместить все накопившиеся грузы. К тому же таможенные требования ограничивают возможность передачи груза из одного порта в другой, добавил собеседник.
Администрация Суэцкого канала оценила ущерб от его блокировки в $1 млрд
«Большая часть отгрузок перенаправляется в Шэкоу и Наньша, контейнеры принимаются к погрузке лимитировано и в очень ограниченные сроки», — отметил руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. Он добавил, что, по информации партнеров компании, в районах вокруг портов Хуанпу и Фошань был объявлен локдаун, также ограничено движение грузовых автомобилей. Управляющий филиалом AsstrA в Шанхае Наталья Шманевская рассказала о заторах, задержках выхода судов более чем на неделю, многочасовых пробках в порту Наньша. «Закрыты порты Яньтянь и Шэкоу, в связи с чем отменяются букинги и задерживаются рейсы», — отметила она. Директор по стратегии и развитию группы FESCO Максим Шишков сообщил, что в связи с перебоями в Яньтяне компания рассматривает, в частности, перенаправление своих судов в Наньша, Шэкоу и Гонконг и рекомендует клиентам заблаговременно бронировать места.
Блокировка Суэцкого канала обходится в $400 млн в час для мировой торговли
«Мы испытываем сложности с отправкой из портов Шэкоу и Наньша, так как помимо наличия свободного оборудования у линии необходимо найти еще и машину с водителем, у которого будет отрицательный тест ПЦР, а также проверить, не пропускает ли линия судозаход», — рассказала руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Юлия Никитина. По ее словам, мощности всех портов в регионе были резко ограничены, что привело к задержкам в обработке контейнеров до семи дней, «что не может не сказаться на стоимости перевозки, а также на общем транзитном времени — задержки уже составляют 15–16 дней». Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский отметил, что для компенсации пропущенных в начале июня рейсов некоторые линии, в частности Sealand / Maersk, ввели дополнительные, но и этого не хватает — «наиболее доступные и востребованные сервисы перебукированы до конца месяца».
Контейнерный кризис поставил под угрозу мировое производство туалетной бумаги
Директор Rail Cargo Logistics—Rus Александр Баскаков рассказал, что компания ожидает задержек в поставках, например, электроники и микросхем, последние уже стали остродефицитным товаром. «Ситуация на железной дороге сейчас тоже напряженная — высокие объемы загрузки по импорту и транзиту не позволяют принимать новые грузы, поэтому отправляются только текущие»,— добавил Баскаков. Гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская отметила, что увеличение объема морских контейнерных перевозок вызвано в том числе тем, что часть грузов, ранее отправлявшихся из Китая прямыми поездами, были переориентированы на море из-за непрогнозируемой задержки их отправки из Китая. По оценке гендиректора Vespucci Maritime Ларса Йенсена, которого цитирует The Loadstar, среднесуточный объем необрабатываемых в порту Яньтянь грузов составляет 25 500 TEU. «Блокировка Суэца затронула 55 000 TEU в сутки. Но это продолжалось «всего» шесть дней. А в Яньтяне речь идет уже о 14 днях, причем ситуация развивается и распространяется на Наньша и Шэкоу», — сказал Йенсен.
Как только порты возобновят нормальную работу, отметил Марио Врлжичак, еще в течение двух-пяти недель будут наблюдаться постепенное устранение возникшего затора, а также волновой эффект из-за прерывания порожнего потока в Южный Китай. «Последствия будут ощущаться во всем мире по крайней мере еще в течение двух-трех кварталов», — прогнозирует он. Александр Баскаков надеется на краткосрочность проблем, так как «у китайской стороны уже есть опыт локализации вспышек COVID-19 и сейчас там ведется массовая вакцинация». Он ожидает, что ситуация стабилизируется к концу лета или началу осени. Все участники рынка отмечают, что ситуация приведет к росту ставок фрахта. По оценке Юлии Шленской, в июне они растут и, вероятно, продолжат расти в июле, «когда отложенный эффект от этих событий приведет к еще большим осложнениям».