Эксперты оценили ущерб от нелегальных онлайн-продаж табака и электронных сигарет
Ущерб компаниям и государству от нелегальных продаж табака и электронных сигарет в Рунете за год превысил 1 млрд рублей, сообщили исследователи. Оригинальной табачной продукцией, по их данным, торгуют лишь около 10% работающих незаконно сайтов
Ущерб, нанесенный производителям и государству из-за нелегальных онлайн-продаж табачной продукции и электронных сигарет в Рунете, составил в прошлом году 1,1 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании компании Group-IB, которое есть у Forbes.
Объем нелегального онлайн-рынка в прошлом году превысил 500 млн рублей, отметила Group-IB. Самым ходовым товаром в интернете стали обычные сигареты — на их продажи пришлось 73,6% рынка. Еще 25,1% пришлось на табачные стики, 1,3% — на электронные сигареты.
Онлайн-продажа табачных изделий в России запрещена. С января этого года запрет был распространен в том числе на электронные сигареты, вейпы и кальяны. Однако Group-IB обнаружила в Рунете более 700 продающих табачную продукцию сайтов. Кроме того, «бойкая торговля идет и в популярных мессенджерах», отмечают исследователи. Они обнаружили около 100 торгующих каналов с общим количеством подписчиков свыше 430 000 и более 320 групп и аккаунтов в соцсетях с более чем 100 000 подписчиков.
В России стали курить в два раза меньше нелегальных сигарет
Среди обнаруженных сайтов только 84 торговали оригинальной табачной продукцией, указывает Group-IB. Годовой доход тех, кто продает в интернете контрафакт, компания оценила как минимум в 325 млн рублей. Еще 31 сайт, по данным исследователей, торгует контрабандным табаком. Доходы этих онлайн-продавцов Group-IB оценила примерно в 28,4 млн рублей в год. Продажа контрабандных стиков гораздо выгоднее, отмечает компания. По ее данным, ими торгуют только три сайта, доход которых при этом превысил 78 млн рублей.
«Оборотной стороной кампании по борьбе с курением и ростом стоимости акцизов на табачную продукцию стал стремительный расцвет теневого рынка, в том числе в интернете», — отметил заместитель генерального директора Group-IB Андрей Бусаргин. По его словам, хотя до 98% нелегальных продаж приходится на розницу, «пандемия и ограничения в работе мелких торговых точек повлияли на переход части нелегального бизнеса в интернет».