Авиаперевозчикам предложили за сутки оценить последствия регистрации самолетов только в России
Более десятка российских авиакомпаний получили письмо от Росавиации, в котором от них требовалось за сутки дать оценку последствиям запрета на регистрацию самолетов в реестрах иностранных государств. Отрасль выступает против такого запрета
Росавиация уведомила авиакомпании о подготовке нормативно-правового акта об обязательной регистрации иностранных самолетов в российском реестре с 2023 года и предложила за сутки оценить последствия его принятия. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, направленное более десяти авиаперевозчикам, в том числе «Аэрофлоту», «Уральским авиалиниям», S7, Utair, Smartavia и RedWings.
Запрет регистрировать самолеты в реестрах иностранных государств будет касаться воздушных судов, ввезенных после 31 декабря 2022 года. Письмо с пометкой «срочно» за подписью заместителя главы Росавиации Алексея Новгородова от 11 мая содержало требование до 12 мая дать оценку возможных финансово-экономических последствий такого решения, иначе «вопрос запрета будет считаться согласованным», пишет газета.
Подавляющее большинство самолетов в России зарегистрировано за рубежом, отмечает «Коммерсантъ». Росавиация хочет, чтобы они регистрировались в России, а отрасль выступает против. Российские правила эксплуатации и поддержания летной годности воздушных судов не согласуют с международными, считают в отрасли. По словам собеседник газеты, как минимум три авиакомпании из числа адресатов письма Росавиации направили свои возражения.
S7 и аэропорты в регионах пожаловались на дискриминацию при полетах за рубеж
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун отметил, что поспешность Росавиации выглядит несвоевременной, а регистрации в российском реестре неконкурентноспособна в сравнении с иностранными. По его словам, чтобы она стала конкурентной «начинать стоит с обучения специалистов, определения языка, на котором будет вестись документация, проработки законодательной базы: например, гарантий возврата судна лизингодателю в случае банкротства авиакомпаний».
В Минтрансе газете заявили, что перевод воздушных судов «предполагается осуществить путем создания привлекательных и конкурентоспособных условий нахождения в российском реестре». В министерстве рассказали, что «Росавиация совместно с авиакомпаниями детально анализируют возможность перевода в обозначенные сроки».
Региональные авиакомпании сообщили о риске закрытия малых аэропортов
Один из собеседников газеты высказал предположение, что Минтранс таким образом может готовить почву для моратория на обязательный перевод самолетов в госреестр и продления таможенных льгот. Так, освобождение от НДС при ввозе иностранных самолетов, зарегистрированных вне России, действует до 2023 года. В Росавиации сообщили, что не комментируют служебную переписку, авиакомпании в основном отказались от комментариев.
В Red Wings отметили, что их российские суда — SSJ 100 и Ту-204 — уже зарегистрированы в России. Представитель компании рассказал, что страну регистрации определяет владелец самолета. Иностранные суда компании — Airbus 320/321 и Boeing 777 — получены в лизинг от зарубежных компаний и зарегистрированы на Бермудских островах, объяснил он. «Лизингодатели могут отказаться регистрировать самолеты в России, и авиакомпании не смогут повлиять на это решение и вынуждены будут прекратить или сократить аренду иностранных судов», — сказал собеседник в Red Wings.
По словам другого собеседника в отрасли, в случае запрета на регистрацию самолетов за рубежом иностранные лизингодатели «не уйдут с российского рынка, но поднимут сумму резервных отчислений на 25–30%». Резервные отчисления взимаются, чтобы по окончании лизинга провести дефектацию самолета.
Российские авиакомпании на время отказались от создания лоукостеров
Гендиректор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер отметил, что регистрация самолетов иностранного производства в российском реестре снизит ликвидность их на вторичном рынке. По его словам, регистрация в госреестре не означает соответствия международным стандартам ICAO, FAA или EASA, а значит покупатели не будут рассматривать возможность приобретения такого самолета. «Этот фактор также приведет к удорожанию стоимости лизинга и, следовательно, стоимости услуг для конечного потребителя»,— сказал Ивантер.
Директор департамента по работе с крупнейшими клиентами «Сбербанк Лизинга» Павел Пискун также считает, что лизингодатели вынуждены будут переложить издержки на авиакомпании. По его оценке, они «вполне могут составить 5–10% от стоимости воздушного судна и более».