Счетная палата не обнаружила влияния институтов развития Северного Кавказа на экономику региона
Институты развития Северо-Кавказского федерального округа не оказали существенного влияния на экономику региона и нуждаются в перезагрузке. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты
Счетная палата проверила деятельность институтов развития, финансируемых по госпрограмме развития Северо-Кавказского федерального округа. Аудиторы выяснили, что акционерные общества «Курорты Северного Кавказа» (КСК) и «Корпорация развития Северного Кавказа» (КРСК) остались убыточными. Всего же институты развития за 10 лет освоили 73 млрд рублей бюджетных средств, сообщается на сайте Счетной палаты.
В сообщении Счетной палаты говорится, что об итогах аудита она проинформировала президента Владимира Путина. Помимо КСК и КРСК, аудиторы также проверили работу корпораций развития регионов СКФО и агентства инвестразвития Ставрополья, а также федеральных Минэкономразвития, Минфина и ликвидированного в январе 2020 года Министерства по делам Северного Кавказа. Проверка касалась периода с 2014 года по ноябрь 2020 года. По словам аудитора Светланы Орловой, «институтам развития Северного Кавказа не удалось достичь совокупного положительного эффекта на производительность не только региона в целом, но и выбранных для поддержки отраслей». На темпы роста реального валового регионального продукта институты развития и вовсе оказали негативное влияние — минус 2,6% ВРП в среднем в год. В сообщении отмечается, что они, «по крайней мере, не помогают в ускорении социально-экономического развития Северного Кавказа». Так, на 5,9% снизились темпы роста инвестиций, отсутствует эффективное воздействие на рост объемов производства. Корпорации развития регионов СКФО с 2017 по 2019 годы привлекли 9 млрд рублей внебюджетного финансирования, это 70% от плановых показателей. По инвестиционным проектам, начатым с использованием этих средств, создали чуть более 1000 рабочих мест (45% от плана).
Правительство ликвидирует несколько институтов развития и реформирует оставшиеся
КСК создавалась как управляющая компания особых экономических зон, но на начало прошлого года в ОЭЗ пришли только 36 резидентов. Они создали 770 рабочих мест, а сумма вложений на сентябрь незначительно превысила 2 млрд рублей (9% от заявленного). «При этом в современных условиях туристическая отрасль имеет хорошие перспективы и у АО «КСК» есть успехи в показателях по увеличению туристического потока и объемам выручки. Наращиваются темпы ввода объектов в эксплуатацию», — отметила Орлова. Среди нереализованных целей КРСК Счетная палата назвала создание инновационного медицинского кластера с бальнеологическими курортами. «Медицинский кластер не только не создан, но и само это мероприятие исключено из программы. При этом на разработку проекта из федерального бюджета было направлено около 2 млрд рублей. Только на одну проектно-сметную документацию потрачено около 90 млн рублей, однако она так и не разработана», — сообщила аудитор Орлова.
Анонсированная Путиным Корпорация по туризму будет создана на базе АО «Курорты Северного Кавказа»
Аудиторы пришли к выводу, что низкой результативности институтов развития Северного Кавказа во многом способствовали проблемы в организации их деятельности и недостатки нормативного регулирования. Так, перед ними не ставились задачи по увеличению объемов производства и доходов бюджета, по обеспечению занятости за счет создания рабочих мест. «Первая проблема — отсутствие качественного планирования и взаимоувязки федеральных и региональных мер поддержки для достижения максимального мультипликативного эффекта. Еще одна проблема — нормативное регулирование и система внутренней оценки эффективности», — отметил заместитель министра экономического развития Сергей Назаров в письменном комментарии, который приводит РБК. Он напомнил, что сейчас идет реорганизация институтов развития, в частности КСК и КРСК будут слиты в единый институт развития для СКФО.