В Москве запустят сервис «народного каршеринга», позволяющий автовладельцам заработать на сдаче своих машин в аренду другим частным лицам. В отличие от традиционного каршеринга пользователи сервиса будут лишены права на бесплатную парковку
Власти Москвы планируют в ближайшее время запустить платформу «народного каршеринга», позволяющую владельцам сдавать свои автомобили в аренду другим физлицам, рассказали РБК два источника на рынке сервисов по аренде автомобилей.
«Сервис будет предназначен скорее для тех, кто, например, уехал в отпуск на две недели, не нуждается в автомобиле в этот период и готов сдать его на какой-то срок. То есть это будет более долгосрочная аренда, чем в обычном каршеринге, и, как следствие, стоимость использования такого сервиса будет ниже», — отметил один из них. Он уточнил, что, в отличие от традиционных сервисов каршеринга, пользователи приложения будут лишены права на бесплатную парковку и сами должны будут следить за состоянием автомобиля, в том числе заправлять и мыть.
Соосновательница BelkaCar Лориана Сардар рассказала изданию, что московские власти обсуждали с игроками рынка идею «народного каршеринга». «С точки логики этот проект хорошо укладывается в систему мобильности города: в тот момент, когда человеку не нужен автомобиль, им смогут воспользоваться другие люди, что позволит снизить размер общего автопарка в Москве», — отметила она. При этом представители рынка предупреждали, что если власти оставят бесплатной парковку для «народного каршеринга», то пользователи переключатся на него, поскольку это приложение будет выгоднее.
Москвичи смогут сдавать машины в каршеринг
С предложением обсудить идею «народного каршеринга» мэр Москвы Сергей Собянин выступил в августе 2018 года. «Ежедневно сотни тысяч москвичей и жителей Подмосковья приезжают на работу на личных авто. Пока хозяин трудится в офисе, машина стоит на парковке, часто — на платной парковке. А могла бы ездить, принося своему хозяину деньги», — написал он в своей колонке. В сентябре 2020-го вице-мэр, глава департамента транспорта Максим Ликсутов напомнил, что по статистике, более 90% времени личный автомобиль проводит без движения. Он рассказал, что правительство Москвы выпустит приложение для «народного каршеринга» и власти будут проверять профили пользователей на наличие опыта вождения и стажа управления автомобилем. А автовладелец будет определять, кому разрешить брать в аренду свою машину. Дептранс 26 сентября 2020 года в своем Telegram-канале разъяснил, что все автомобили будут застрахованы по договору ОСАГО, а на время аренды будет действовать дополнительная страховка каско. Страховку будет оплачивать владелец автомобиля.
В октябре 2020 года в России уже запустился частный сервис Getarent, работающий по схеме peer-to-peer каршеринга. Сервис предлагает владельцам автомобилей калькулятор, позволяющий определить будущую прибыль от «народного каршеринга». К примеру, 10-летний Kia Ceed при сдаче его в краткосрочную аренду в течение 21 дня будет приносить владельцу 46 200 рублей в месяц при цене аренды в 2200 рублей в день.
Совсем поехали. Каршеринг в России набирает обороты
Автором проекта является ООО «Гептоп», которое, по данным СПАРК, было зарегистрировано в конце 2019 года в Краснодаре и на 100% принадлежит основателю сервиса Якову Ахмадуллину. Убыток компании в 2020 года составил 345 000 рублей. Ахмадуллин рассказал РБК, что модель «народного каршеринга» может существовать только на рынке аренды «от одного дня», так как не может конкурировать с традиционным каршерингом в сегменте поминутной и почасовой аренды из-за простоты получения услуги, размеров автопарков и ценообразования последних.