За аналогичный период 2020-го продажи выросли на 1,8%, а за I квартал 2019 года — лишь на 0,3%. При этом в марте 2021 года продажи уменьшились на 5,7% год к году. Ранее АЕБ объявляла, что в январе рынок упал на 4,2%, а в феврале увеличился на 0,8%.
«В марте 2021 года продано 148 676 автомобилей, что на 5,7% меньше, чем в марте 2020 года. Стоит, однако, отметить, что март был лучшим месяцем 2020 года, до того, как в апреле за ним последовал локдаун. В первом квартале этого года продано 387 322 автомобиля, что на 2,8 % меньше аналогичного периода прошлого года. Очевидно, что ближайшие пара месяцев исправят ситуацию и рынок продемонстрирует рост, так как мы будем сравнивать результаты последующих месяцев с наихудшим периодом в истории автопрома, связанным с ограничениями для бизнеса из-за пандемии коронавируса», — говорит председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, в целом ситуация на рынке не вызывает удивления, она объясняется ростом цен, а также в некоторых случаях дефицитом в предложении определенных моделей. «Неопределенность с повышением утилизационного сбора также не помогает рынку. Наибольшее замедление продаж наблюдается в массовом сегменте», — добавляет он.
Самыми популярными моделями в I квартале 2021 года стали автомобили LADA (продано 83 908 штук), KIA (51 624), Hyundai (40 122), Renault (30 364) и Toyota (23 251).
Ситуация на российском авторынке пока неоднозначная, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, основными сдерживающими факторами являются мировой дефицит микрочипов и, как следствие, выпуск меньшего количества автомобилей, а также рост цен на них. В начале года стало известно, что из-за дефицита микроэлектроники многие мировые автоконцерны вынуждены были останавливать заводы и снижать объемы выпуска новых машин. Например, Ford приостанавливал производство в Луисвилле, штат Кентукки, а американское подразделение Honda объявляло о сокращении выпуска седанов. Японский автоконцерн Toyota Motor в январе снизил производство внедорожников Tundra на заводе в Техасе, сообщало издание Nikkei Asia.
Авторынок вырос третий месяц подряд: как изменятся цены на машины после Нового года
О том, что из-за дефицита микрочипов Fiat Chrysler приостановит работу заводов в Мексике и Канаде, сообщала газета The Wall Street Journal. В связи с перебоями в поставках микросхем Honda объявляла о сокращении производства на японском предприятии в префектуре Мие. Из-за дефицита чипов Volkswagen корректировал производственные планы на первый квартал по всему миру.
В марте стало известно, что общемировой дефицит чипов дошел до России. Поставщики электроники для автомобилей жаловались на нехватку микросхем для систем «ЭРА-ГЛОНАСС», а также тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем и кузовной электроникой, мультимедийных систем и т. д. Без таких модулей машины не могут попасть на российский рынок. Отмечалось, что в некоторых случаях дефицит составлял 40%.
Пандемия нарушила некоторые производственные и логистические цепочки, от этого появился дефицит, поясняет Беспалов, к тому же высокий спрос на микрочипы и полупроводники наблюдается сейчас у производителей медицинской техники и электроники. Тем не менее прогноз по году Беспалов пока пересматривать не будет — все решат показатели второго полугодия. В январе «ВТБ Капитал» сообщал, что ожидает роста рынка на 2–5% по итогам года.
Ситуация с нехваткой автомобилей в российских дилерских центрах носит штатный характер, отмечают в Минпромторге (курирует автопром). Как таковой проблемы нехватки не фиксируется, речь идет о повышенном спросе на определенные модели, заявил журналистам глава министерства России Денис Мантуров.
Опрошенные Forbes дилеры утверждают обратное — ситуация с поставками автомобилей стабильно сложная. Прямого дефицита автомобилей нет, но есть определенные модели, комплектации или цвета, которых нет в наличии уже несколько месяцев, и такая ситуация по всем брендам, отмечают в «АвтоDom»: почти у всех автопроизводителей в ограничениях пневмоподвеска, новые приборные панели, комплектующие сидений (такие как вентиляция) и т. д. В «Авилоне» сообщили, что в массовом сегменте по марке Hyundai сейчас не хватает Creta и Solaris российского производства, в премиальном сегменте — дефицит Mercedes по моделям А-класса, CLA, GLA, GLB и С-класса, у Volvo — дефицит XC60, также есть XC 40, S90 и V90.
Люкс эпохи COVID: как продавались в карантин автомобили дороже $100 000
На спрос будет негативно влиять и увеличение стоимости автомобилей. Цена на них за I квартал 2021 года увеличилась в среднем на 2–8%, следует из проведенного «Коммерсантом» опроса дилеров. Издание пишет, что Lada подорожала на 2% в январе, а затем на столько же в марте. Примерно на 7% выросли цены на Audi, на 6–7% — на Jeep, на 5–6% — на Fiat, на 2–3% — на Infiniti, на 5–7,5% — на Volvo, на 1,7% — на Nissan. Не повышались цены лишь на Aston Martin, Ferrari и Maserati, сообщил Forbes Андрей Павлович, председатель правления группы «Авилон». На остальные бренды в I квартале 2021 года увеличение в среднем составило от 3% до 7%.
Рост цен по всем брендам отмечает и Андрей Ольховский, генеральный директор «АвтоDom»: из премиум-сегмента самый большой рост показывает Mercedes-Вenz — порядка 25-30% в этом году, Land Rover подорожал на 3,5-7%. Kia, Hyundai, Nissan, Volvo (модель ХC40), которые в среднем стоят 2,5 млн рублей, подорожали примерно на 6%. Среди основных факторов роста цен и Павлович, и Ольховский называют изменение курса валют и инфляцию.
Некоторые марки уже учли в ценах и предстоящий рост утилизационного сбора на 25% (документ пока проходит согласование в правительстве. — Forbes).
Повышение утилизационного сбора может стать следующим триггером повышения цен, прогнозирует директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. Тем не менее пока спрос на автомобили в дилерских центрах у компании высокий.
Волна повышенного спроса, когда люди готовы были покупать все в попытке «заморозить» накопления, прошла, говорит Ольховский. Сейчас есть понимание, что автомобиль прослужит не один год и надо покупать то, что действительно нужно.
Фото Сергея Бобылева / ТАСС