Действующая нормативно-правовая база не позволила запустить в Дагестане массовое производство шпрот из каспийской кильки, запрет на вылов которой на Каспии был снят в 2019 году. Сейчас более половины шпрот, продаваемых в России, производится из балтийской кильки в Калининградской области
Действующая нормативно-правовая база не позволяет запустить в Дагестане массовое производство шпрот из каспийской кильки, рассказал РБК представитель компании «Балтийский берег». Еще в 2019 году компания из Петербурга планировала перенести на площадку оборонного завода «Дагдизель» в Каспийске мощности для производства кильки холодного копчения, но запустить производство шпрот так и не удалось.
Представитель «Балтийского берега» уточнил, что для кильки, выловленной в Каспийском море, отсутствует ассортиментный знак на консервы «Шпроты в масле из обыкновенной и анчоусовидной кильки», который выдается отраслевым Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).
Промышленный вылов кильки на Каспии был запрещен после того, как в конце 1990-х в море попал желеобразный гребневик мнемиопсис, уничтоживший планктон, что привело к массовой гибели рыбы. В 2019 году вылов кильки в Каспийском море был возобновлен, более всего нарастить производство удалось в Дагестане. По данным Росрыболовства, на данный момент ее вылов превысил 7500 т (в Балтийском море, на которое приходится основная добыча кильки для производства шпротов, на конец ноября было выловлено 41 300 т, в Черном и Азовском морях — 18 300 т). Всего на Каспии разрешено добывать до 101 500 т кильки.
Рыбаки пожаловались Мишустину на передел рынка в пользу компании зятя миллиардера Тимченко
В России в год продается около 130 млн банок шпрот в масле. До 2006 года 65% всех продаваемых в России шпрот поставлялись из Латвии и Эстонии. После введенных в 2015 году запретов на ввоз прибалтийских шпрот из этих стран место на рынке заняли российские производители. Сейчас только 10% потребляемых в России шпрот импортируется, а больше половины рынка занимают шпроты из Калининградской области, рассказал изданию председатель совета директоров калининградского рыбокомбината «За Родину» Сергей Лютаревич.
По мнению замдиректора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Елены Харенко, возглавляющей технический комитет по стандартизации «Рыбные продукты пищевые, кормовые, технические и упаковка», было бы логично производить шпроты в масле из каспийской кильки. Но действующий ГОСТ «Консервы из копченой рыбы. Шпроты в масле. Технические условия» позволяет выпускать консервы только из балтийской, североморской, черноморской кильки (или шпрота) и салаки (балтийской сельди). Сейчас ВНИРО работает над тем, чтобы включить в ГОСТ нормы, позволяющие производить шпроты в масле и из каспийской кильки, отметила Харенко.