Прогноз убытка авиакомпаний по итогам 2020 года стал худшим в истории отрасли
Авиагрузоперевозки из-за доставки вакцин от COVID-19 могут вернуться к допандемическим показателям в 2021 году, а пассажирским перелетам потребуется на это еще три года
Международная ассоциация воздушного транспорта (IАТА) увеличила прогноз убытков авиаперевозчиков в 2020 году до $118,5 млрд. Это худший результат в истории авиаотрасли, пишет «Коммерсантъ». В июне IАТА оценивала прогноз чистого убытка авиаотрасли по итогам года в $84,3 млрд.
«В книгах 2020 год будет записан как худший финансовый год в истории отрасли. Если бы не $173 млрд финансовой поддержки со стороны правительств, мы бы увидели огромное количество банкротств» — сказал глава IATA Александр де Жюньяк. В IATA подсчитали, что средняя авиакомпания при сохранении уровня поддержки сможет прожить не более 8,5 месяцев, или и того меньше - с учетом низкого сезона.
Обязательная медсправка и запрет на очереди в туалет: как мировая авиаиндустрия возобновляет полеты
В организации прогнозируют падение пассажиропотока на 60,5% в этом году, до 1,8 млрд человек, загрузки кресел — на 17 процентных пунктов (п. п.), до 65,5%. Доходы от пассажирских перевозок упадут до $191 млрд, это меньше трети от показателя 2019 года, тогда как от грузовых, наоборот, увеличатся — почти на 15%, до $117,7 млрд. По прогнозу IATA, в 2020 году доля выручки от грузовых перевозок вырастет на 24 п. п., до 36%. «Грузовой бизнес работает лучше, чем пассажирский, — отметил де Жюньяк, — Но это не может компенсировать падение доходов от перевозок пассажиров». По мнению гендиректора Friendly Avia Support Александра Ланецкого, выход авиакомпаний в прибыль будет возможен только тогда, когда пассажиры будут готовы лететь, причем по реалистичной цене. Собеседник издания напомнил, что даже до кризиса многие направления в Европе были убыточны.
S&P спрогнозировал восстановление воздушных перевозок только через три года
В IATA подсчитали, что спрос на внутренние перевозки сократился меньше, чем на международные, в том числе за счет восстановления авиасообщения в Китае и России. В ассоциации прогнозируют, что и рынок внутренних авиаперевозок в США восстановится быстрее, чем ожидалось. Однако, отмечает газета, российские авиакомпании после роста в августе и сентябре в октябре снизили внутренние перевозки на 7%, до 5,6 млн человек. По данным IATA, по темпам восстановления лидируют китайские авиаперевозчики, они, по прогнозу, могут вернуться к прибыльности до конца 2020 года.
Дорогие билеты, полупустые самолеты и уход лоукостеров: как мы будем летать после пандемии
В следующем году пассажиропоток авиакомпаний может составить 2,8 млрд человек, это на 1,7 млрд пассажиров меньше, чем в 2019 году, но коэффициент загрузки поднимется до 72,7%. Ожидается, что к четвертому кварталу 2021 года отрасль выйдет на прибыль, но чистый убыток ее по итогам 2021 года , по ожиданиям IATA, достигнет $38,7 млрд (по июньской оценке - $15,8 млрд). Грузоперевозки в 2021 году за счет роста деловой активности и необходимости доставки вакцин восстановятся до уровня 2019 года: 61,2 млн тонн (61,3 млн тонн в 2019 году). Доходы от грузоперевозок могут , по прогнозу ассоциации, достичь рекордных $139,8 млрд. Пассажирские перевозки вернутся к уровню 2019 года в 2024 году.