Суд по требованию Генпрокуратуры арестовал акции «Башкирской содовой компании». Проблемы у нее начались после того, как Путин обратил внимание на протесты в республике из-за действий предприятия. Власти за два дня нашли нарушения закона при его приватизации
Арбитражный суд Башкирии арестовал обыкновенные именные акции АО «Башкирская содовая компания» (БСК), говорится в сообщении на сайте суда. Обеспечительные меры наложили на бумаги, принадлежащие ответчикам по иску Генпрокуратуры — АО «Региональный фонд», АО «Башкирская химия» и ООО ТД «Башкирская химия». АО «Реестр» суд запретил вносить любые изменения в реестр акционеров БСК.
Суд 31 августа принял к производству иск Генпрокуратуры. Следующее заседание по нему назначено на 15:00 (время на 2 часа больше московского) 14 октября, следует из карточки дела. БСК привлечена к иску в качестве третьего лица, как и АО «Реестр».
Проблемы у «Башкирской содовой компании» начались после того, как Владимир Путин обратил внимание на протесты в Башкирии. Местные жители выступили против планов БСК начать разработку известняка на шихане Куштау — одиночной сопке неподалеку от Стерлитамака в 140 км от Уфы. БСК уже срыла до основания один из четырех башкирских шиханов — Шахтау, и активисты опасались, что такая же судьба ждет Куштау. На шихане возникали столкновения защитников сопки с правоохранителями, представителями БСК и частных охранных предприятий.
Путин 26 августа поручил Генпрокуратуре проверить законность сделки, в результате которой государство утратило контроль над БСК. Президент предположил, что сейчас целью акционеров компании является не долгосрочное развитие, а «выкачивание средств любой ценой в как можно большем объеме». Касательно протестов он отметил, что «люди в значительной степени правы» и «нечего доводить людей до каких-то конфликтов».
Офшоры, вывод денег и мутные сделки: чем башкирская компания разгневала Владимира Путина
Генпрокуратура сообщила о поданном иске через два дня, 28 августа. Ведомство обнаружило нарушения закона о приватизации и признало, что переход прав на компанию был произведен против воли государства. Власти Башкирии накануне заявили, что при приватизации БСК было совершено преступление группой лиц при неправомерных действиях чиновников. Пакет акций БСК в 2007-2013 годах был размыт, сделка была «незаконной и несправедливой», а Башкирия в результате «мошеннических действий группы лиц» понесла ущерб на сумму 34 млрд рублей, сообщил глава республики Радий Хабиров. Руководство Башкирии заявило, что присоединилось к иску Генпрокуратуры в качестве третьего лица с собственными требованиями: вернуть акции БСК в собственность Башкирии и возместить ущерб.