К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

До пяти лет на восстановление: The Economist оценил пессимизм частного бизнеса из-за коронавируса


Руководители бизнеса по всему миру весьма пессимистично оценивают перспективы глобальной экономики, но надеются, что их отрасль или компания так же сильно от последствий пандемии не пострадают, показало исследование The Economist. Больше половины опрошенных считают, что восстановление после кризиса займет больше года

В условиях пандемии коронавируса и введения ограничительных мер частный бизнес столкнулся с дефицитом оптимизма, пишет аналитическое подразделение журнала The Economist. Издание запустило проект Global Business Barometer («Международный барометр бизнеса»), чтобы каждый месяц отслеживать изменения в настроениях топ-менеджеров компаний по всему миру.

С 26 марта по 6 апреля подразделение Economist Intelligence Unit опросило 2758 топ-менеджеров из 118 стран. Аналитики попросили их дать прогноз в отношении экономики, а также рассказать, как они планируют справляться с последствиями пандемии. Перспективы на ближайшие месяцы респонденты оценивали по шкале от -50 (станет «гораздо хуже») до +50 («гораздо лучше»).

В списке «самых значительных вызовов» на ближайшие три месяца 72% топ-менеджеров выбрали «эскалацию пандемии COVID-19». Внизу списка проблем, беспокоящих руководителей, оказались обеспокоенность из-за протекционизма (13%), дефицита талантов и квалифицированных кадров (13%), а также киберугроз и мошенничества (12,7%). До коронавируса опасения частного сектора за этих проблем росли.

 

ЦБ оценил масштабы экономического кризиса в России

Кроме того, аналитики попросили топ-менеджеров высказать свое мнение о деловом климате во всем мире, в их регионе и стране, а также конкретно в их отрасли и компании. Данные «барометра» говорят о том, что по мере сужения оцениваемого поля пессимизм руководителей слабеет, но по-прежнему не превращается в оптимизм. Ожидания в отношении мировой экономики в ближайшие три месяца соответствуют показателю -39,2. Для «экономики вашего региона» они составили -36,7, а для «экономики вашей страны» соответствуют -36,4. В случае с более локальными прогнозами ослабление пессимизма заметнее. На уровне отраслей показатель составил -22, а на уровне компаний соответствует -17,8.

 

Аналитики считают, что у таких результатов может быть три разных интерпретации:

  • Многие респонденты действительно верят, что их отрасль или компания довольно сильно изолированы от потрясений в экономике, вызванных коронавирусом;
  • Топ-менеджеры могут чувствовать, что способны оказывать большее влияние на судьбу своих компаний и отраслей, чем на экономику в целом, и это снижает уровень их пессимизма;
  • Руководители могут испытывать «своего рода краткосрочный когнитивный диссонанс», вызванный пандемией. Поэтому они поддерживают две противоречащих друг другу точки зрения: ситуация в мировой и региональных экономиках будет ухудшаться как минимум в течение следующих трех месяцев, но их собственная отрасль или компания сильно задеты не будут.

Минус $100 за баррель: предсказавший отрицательные цены на нефть аналитик допустил новый обвал рынка

Пессимизм Японии и оптимизм Китая

На уровне стран наибольший пессимизм демонстрируют топ-менеджеры из Японии, Испании и Великобритании. Японские руководители ближе к «единогласному пессимизму» (-45,2) в отношении мировой экономики, чем топ-менеджеры любой другой страны. В Японии ни один респондент не заявил, что мировая экономика в ближайшие три месяца окажется в ситуации, которая будет «гораздо лучше» или хотя бы «относительно лучше».

 

Наименее пессимистично настроены топ-менеджеры из США, Швейцарии и Китая. В КНР результаты необычны: хотя руководители здесь ожидают тяжелой ситуации в мировой экономике (-43), они относительно оптимистичны в отношении региональной экономики (-19) и особенно экономики страны (-5).

Япония начнет раздавать деньги населению

Опрос по отраслям

Исследователи поговорили с представителями 21 отрасли, попросив их не только ответить на указанные выше вопросы, но и оценить собственный бизнес по четырем ключевым параметрам: рост доходов, прибыльность, доля рынка и операционная гибкость.

Пессимизм в отношении роста доходов и прибыльности продемонстрировали представители всех сфер, за исключением ретейла и интернет-торговли. Топ-менеджеры из этих отраслей ожидают как минимум тех же показателей, которые они показывали до вспышки коронавируса. Близки к оптимистичному прогнозу по прибыльности также сфера финансовых услуг (-1,2) и производство (-1,6), хотя обе индустрии и столкнулись с серьезными ограничительными факторами. Наиболее пессимистичны в этом отношении представители сферы развлечений и медиа (-10,9), а также здравоохранения (-9).

Передел мира. Как коронавирус лишит нас нарциссизма, старых привычек и иллюзии бессмертия

 

Топ-менеджеры готовят два основных стратегических шага для борьбы с проблемами, вызванными пандемией:

  • Занять более крупную долю рынка. Ретейл и онлайн-торговля (+6,7), производство (+6,1), технологии и IT (+5,1), а также строительство и недвижимость (+5) демонстрируют в этом отношении наиболее оптимистичный настрой;
  • Улучшить операционную гибкость. О важности этой стратегии в борьбе с последствиями пандемии заявили представители всех отраслей. Они настроены оптимистично (в среднем +2,1) и считают, что в ближайшие три месяца станут сильнее на этом направлении. Гибкость подразумевает обеспечение удаленной работы, меняющееся расписание и другие меры

Как компании пережить пандемию коронавируса

Когда это закончится?

Как и в случае с любым другим кризисом, топ-менеджеры надеются на быстрое восстановление экономики после победы над вирусом, указывают аналитики. О том, что восстановление их бизнеса займет «меньше года», заявили 40% руководителей. Однако еще 46% считают, что восстановление займет от одного до двух лет, а 10% — что потребуется от трех до пяти лет. Первая из двух оценок «кажется реалистичной», вторая — «катастрофической», подчеркивается в исследовании.

Черные лебеди—2020: какие глобальные катаклизмы ударят по России и рублю в новом году

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+