Суд обязал операторов раскрывать налоговой данные о счетах абонентов
Мобильные операторы обязаны раскрывать налоговой службе детализацию по счетам абонентов в досудебном порядке, посчитал Арбитражный суд Москвы, отклонив иски «большой тройки». До этого в аналогичных спорах с госорганами обычно побеждал бизнес
Арбитражный суд Москвы за неделю отклонил три иска от МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), которые оспаривали штрафы за отказ передать Федеральной налоговой службе (ФНС) детализацию счетов абонентов. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Последнее решение — по иску «Вымпелкома» — было вынесено 22 января.
Свои требования Межрайонная инспекция ФНС (МИФНС) по крупнейшим налогоплательщикам №7 направила операторам «большой тройки» в октябре 2018-го, а в феврале 2019 года выписала штраф. Его операторы оспорили в суде и просили объединить производство в одно дело, но суд отказал, пишет газета. Представитель «Вымпелкома» в суде рассказал, что требование незаконно, ссылаясь на решения Конституционного суда и Верховного суда о тайне телефонных переговоров. Он также предоставил письма от Роскомнадзора и Минкомсвязи, поддержавших позицию операторов, утверждает «Коммерсантъ». Представитель ФНС возражал, что требуемые сведения не содержат тайну переговоров, а детализация счетов нужна только для проверки правильности налогообложения конкретного абонента.
Суд отклонил иск «Вымпелкома», так же как и иски МТС и «Мегафона» за несколько дней до этого. «Вымпелком» заявил, что решение о дальнейших действиях примет после получения мотивировочной части решения суда, МТС и «Мегафон» намерены подать апелляцию. ФНС на запрос «Коммерсанта» не ответила.
До этого суды в спорах операторов с госорганами поддерживали бизнес и выступали в пользу неприкосновенности частной жизни, отмечает газета. Например, в 2013-2014 годах суды встали на сторону МТС и «Мегафона» в противостоянии с Центробанком, служба по финансовым рынкам которого хотела получить детализацию звонков и сведения об идентификационных номерах абонентских устройств. Суды посчитали, что эти данные составляют тайну телефонных переговоров, которую охраняет статья 23 Конституции и закон «О связи». Конституционный суд подтверждал, что к тайне переговоров относятся также данные о соединениях — дата, время и продолжительность разговора, которые должны раскрываться только по решению суда, утверждает «Коммерсантъ».
В России впервые за два года выросла стоимость мобильной связи
Мнения опрошенных изданием экспертов разделились. Налоговая служба имеет право требовать нужные документы и информацию, но эти сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим хранения и доступа, указал партнер юридической фирмы BGP Litigation Александр Голиков. Запрос данных о звонках выглядит излишним и неправомерным, возразил глава практики «Налоги» юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников. Разбирательства операторов с ФНС могут дойти до Верховного суда, считает юрист адвокатского бюро S&K «Вертикаль» Ивана Колмыкова.