Statoil передала долю в операторе Штокмана «Газпрому»
Второй иностранный акционер — французская Total — все еще надеется продолжить разработку проекта
«Газпром» добился передачи российской стороне доли норвежской Statoil в компании-операторе разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения Shtokman Development AG. Об этом во вторник сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник знакомый с ситуацией.
По данным собеседника Forbes, близкого к «Газпрому», Statoil по-прежнему остается участником Shtokman Development, партнеры продолжают обсуждают новую конфигурацию проекта, и решений пока нет.
По сведениям источника «Интерфакса», российскому концерну, до того владевшему контролем в Shtokman Development (51%), удалось договориться со Statoil еще в конце июля. Вместе с достижением сторонами параметров нового акционерного состава участников компании из состава ее совета директоров выбыли председатель правления Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент по региону Европы и Азии Кюдланд Торгейр. Норвежцам в операторе Штокмана принадлежало 24% акций.
По информации источника, второй иностранный акционер Shtokman Development – французская Total – со своим 25-процентным пакетом пока не расстался. Вопрос о выходе европейского концерна из состава участников общества будет обсуждаться на собрании акционеров 30 августа. Total самостоятельного желания отказываться от разработки месторождения пока не изъявляет, отметил собеседник агентства.
Неизвестно также, ставят ли зарубежные партнеры «Газпрома» вопрос о возврате инвестированных ими в проект средств.
Штат Shtokman Development на сегодняшний день сокращен на две трети. В таком положении компания будет функционировать, пока «Газпром» не договорится о новом составе участников разработки месторождения.
За четыре года работы Shtokman Development потратила более $1,5 млрд, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка $400 млн. Технически проект, по неофициальной информации, был подготовлен к реализации. Трудности были связаны с экономической целесообразностью: иностранцы настаивали на предоставлении льгот для Штокмана российским правительством.
Прийти к компромиссу в срок сторонам не удалось. В рамочном соглашении оговаривалось, что, если окончательное инвестрешение по Штокмановскому проекту не будет принято до конца действия договора, то «Газпром» имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development. «Дэдлайн» истек в марте 2012 года, но был продлен до 1 июля. Поскольку акционеры не достигали желаемых параметров доходности, они решили сжижать не половину, а почти 100% добываемого газа, и поменять бизнес-модель проекта.
В течение этого периода «Газпром» заявил о возможности смены иностранных участников или появления третьего – британо-голландской Shell.