Кураев о Pussy Riot: Чем дольше сидят, тем дальше от раскаяния
Представители Русской православной церкви по-разному восприняли решение Хамовнического суда Москвы продлить еще на полгода (до 12 января 2013 года) арест трем обвиняемым из панк-группы Pussy Riot. Большая часть священнослужителей отказывается давать какие-либо комментарии по этому поводу, а вот профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев высказался по этому поводу вполне конкретно. Он считает судебное решение «странным и печальным». По его мнению, продление ареста «прибавляет девушкам сторонников, а их самих отдаляет от раскаяния».
«Год заключения, да еще без приговора - это все-таки очень странно, - полагает православный миссионер. - И очень нерадостно. Такое решение несомненно увеличит количество сочувствующих этим женщинам и прибавит значимость тем, кто критикует Церковь, называя ее одним из инициаторов преследования».
Опасения, что Толоконникова и ее подруги «убегут в Канаду», Кураев считает необоснованными. «А даже если и убегут, - размышляет он. - В таком случае наши храмы будут в безопасности».
По его словам, складывающаяся вокруг обвиняемых ситуация разделяет российское общество, в том числе людей церковных.
«Полгода назад в обществе был консенсус: люди разных политических, религиозных взглядов соглашались, что их поведение недопустимо, - подчеркивает протодиакон. - Сегодня тот нравственный консенсус, который был на день их выходки, разрушен. Каждый день, который они проводят в заключении, делает их героинями».
Что касается церковной точки зрения, продление ареста, по мнению священнослужителя только «отдаляет их от покаяния».
«Реалистического выхода» из сложившейся ситуации Кураев не видит, в том числе потому, что не понимает, какова мера церковного участия в этом процессе. Он пояснил, что если потерпевшими являются не только охранники храма, но и его ключарь (протоиерей Михаил Рязанцев), то последний не может участвовать в процессе без ведома настоятеля храма - патриарха Московского и всея Руси - и тогда утверждение о том, что дело это сугубо светское и Церковь в нем не участвует, оказывается не вполне верным.
По мнению Кураева, если служители Церкви окажутся задействованы в процессе, «возможны и отзыв иска, и какое-то внесудебное или досудебное примирение». При этом священнослужитель подчеркнул, что исходит «из чувства сострадания не к этим женщинам, а к тем людям, которые сейчас отворачиваются от Церкви».
Председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов, в свою очередь, подчеркнул, что следствие, очевидно, имеет основания для содержания обвиняемых под стражей.
«Формально, совершено злостное хулиганство, имеющее огромный общественный резонанс, - заявил он. - Почему-то сидят только три. Значит, остальных участниц группы они не сдают. Значит, не сотрудничают со следствием. Значит, нет раскаяния в содеянном и есть возможность рецидива. Тем более, что подобные поступки они уже совершали ранее. Думаю, что органы правопорядка хотят эту болезнь вылечить».
По его мнению, задержанные должны рассказать, кто придумал акцию, кто организовал съемку в храме, кто пригласил журналистов. Между тем, у Смирнова создается впечатление, что обвиняемые и их адвокаты сами затягивают дело.
Замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Георгий Рощин считает, что происходящее в рамках судебного разбирательства вообще не имеет никакого отношения к Церкви.
«Комментировать пока нечего - пока не будет вынесено окончательное решение суда, - сказал он. - Продлевать арест или не продлевать - это чисто процессуальные вопросы. И судебные органы принимают решения, исходя из тех документов, которые у них есть».
По мнению Рощина, самое благое, что сейчас можно сделать для обвиняемых, - это не вмешиваться и дождаться окончательного решения суда.
В конце февраля пять девушек из панк-группы Pussy Riot устроили акцию у входа в алтарь храма Христа Спасителя с пением и плясками в масках, выложив видеозапись «панк-молебна» в Интернете. Три предполагаемые участницы акции - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - были арестованы и с тех пор находятся под стражей. Следствие предъявило им обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство). Хамовнический суд Москвы в пятницу 20 июля продлил всем трем арест до 12 января 2013 года.