Пономарев будет игнорировать закон об НКО, Алексеева - распродавать фарфор
Российская некоммерческая организация (НКО) «За права человека» заявляет, что не будет подчиняться требованиям закона об НКО, согласно которому некоммерческие организации, занимающиеся политикой на иностранные деньги, должны регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов». Об этом сообщил «Интерфаксу» в субботу лидер движения Лев Пономарев.
«Мы никогда не будем агентами и не подчинимся этому закону, - сообщил правозащитник. - Мы - агенты российских граждан. Мы будем продолжать получать иностранные гранты, и будем говорить об этом открыто».
Пономарев не сомневается, что власть будет принимать меры против организации, которая намерена сопротивляться ей с помощью мер правового характера – обращениями в суды. Правозащитник выразил уверенность, что в конечном итоге организация будет закрыта, но в этом надо будет винить только существующую власть.
Пономарев объявил также, что НКО «За права человека» объявляет кампанию гражданского неповиновения законам, которые приняты с нарушением российской Конституции, Европейской конвенции по правам человека и другим конвенциям, которые подписала Россия. По его словам, закон о митингах, законы об НКО, клевете и «черном списке» сайтов приняты наспех, написаны небрежно, противоречат праву и наносят удар по гражданскому обществу.
Пономарев также утверждает, что его позицию в этом вопросе разделяют многие ветераны правозащитного движения. В их числе Сергей Ковалев и Валерий Борщев.
Чуть ранее старейшая в России правозащитная организация, Московская Хельсинкская группа (МХГ), также заявила, что не хочет называться «иностранным агентом». А значит – готова отказаться от западных грантов. При этом Пономарев высказал надежду, что ему удастся уговорить главу МХГ Людмилу Алексееву не отказываться от денег Запада, так как российский бизнес и, тем более власть, денег на правозащитную деятельность ей не дадут.
В ответ Алексеева уже заявила о планах разработки схемы сбора пожертвований на правозащитную деятельность через Интернет.
«Мы попробуем начать новую эру - работать на российские деньги, - подтвердила правозащитница. – Придется, правда, ограничить программы и сократить штат».
Алексеева, которой накануне исполнилось 85 лет, также заявила о своем намерении продать принадлежащую ей коллекцию гжельского фарфора и художественные альбомы.
«У меня весь дом заставлен гжелью, буду устраивать аукцион, - призналась глава МХГ. - Продам художественные альбомы. Какое-то время мы продержимся. Но от каких-то программ - просветительских и мониторинговых - мы откажемся, они затратны».
Лидеры некоторых правозащитных организаций, занимающихся политической деятельностью на западные гранты, вплоть до субботы отказывались от категоричных комментариев по поводу закона об НКО – «иностранных агентах», полагаясь на то, что он не будет подписан президентом страны. Однако Владимир Путин вы субботу подписал закон, который вступит в законную силу со дня его опубликования.