Спецпрокуроры для расследования деятельности первых лиц: идея хорошая, но мертворожденная
В Госдуму внесен законопроект о создании Коллегии Уполномоченных прокуроров, предназначенной для расследования деятельности высших должностных лиц государства.
«Разработанный федеральный закон позволяет устранить пробелы в иерархии государственных институтов и действующем законодательстве РФ, обеспечить конституционный принцип равенства граждан РФ перед законом, независимо от занимаемого положения в обществе и государстве, повысить эффективность парламентского контроля», — цитирует «Интерфакс» пояснительную записку к законопроекту, составленную главой комитета Совета федерации по конституционному законодательству Анатолием Лысковым.
В пояснительной записке, в частности говорится, что принятие закона позволит «создать институт по предупреждению предпосылок коррупции и развития политического экстремизма, основанного на эксплуатации так называемого лозунга о неприкасаемости элиты государственной власти». Сенатор Лысков предлагает сформировать правовой механизм, позволяющий проводить предварительное расследование действий бывших первых лиц, если ими в период исполнения своих полномочий были совершены деяния, содержащие признаки преступлений.
К категории таких лиц, по его предложению, относятся: президент, премьер-министр, руководители обеих палат Федерального собрания, председатели судов — Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного, генпрокурор, глава Следственного комитета, председатель Счетной палаты, уполномоченный по правам человека в РФ, председатель Центробанка и глава Центризбиркома.
Законопроект касается не только бывших, но и действующих руководителей. В этом случае, подчеркивает Лысков, речь идет о действующих генпрокуроре и председателе следственного комитета.
Например, поводом для проверки деятельности генпрокурора могут стать принятые им решения, «повлекшие ущерб конституционным правам и свободам граждан и вызвавшие значительный отрицательный резонанс в обществе РФ, а также массовые жалобы граждан РФ на деятельность генерального прокурора, поступившие соответственно в адрес президента, Совета федерации или Госдумы".
Проверка деятельности председателя Следственного комитета может начаться после заявления российских граждан о нарушении им действующего законодательства, а также если со стороны главы СКР не последовала должная реакции на представления и требования Генерального прокурора о выявленных нарушениях действующего законодательства в следственной практике, не были приняты меры по устранению таких нарушений.
«Содействие в обеспечении публичного (общественного) контроля за деятельностью генерального прокурора РФ и председателя Следственного комитета РФ» в законопроекте обозначено в качестве одной из основных задач Коллегии.
Она также по предложению Совета федерации или Государственной думы рассматривает материалы парламентских расследований и дает заключения на предмет наличия в них сведений о деяниях, содержащих признаки преступлений.
Членом Коллегии Уполномоченных прокуроров может быть гражданин РФ в возрасте от 40 и более лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж юридической практики не менее 15 лет, а также опыт управленческой работы на государственных должностях или на должностях государственной службы, либо на управленческих должностях в коммерческих организациях.
Член Коллегии имеет правовой статус заместителя генпрокурора РФ, председатель — первого заместителя генпрокурора и входит в коллегию Генеральной прокуратуры.
Коллегия Уполномоченных прокуроров формируется на 7 лет из 17 человек, при этом по пять кандидатур выдвигают президент, Госдума, Совет федерации и еще два члена в нее входят от уполномоченного по правам человека в РФ.
Согласно базе данных нижней палаты парламента, законопроект поступил в профильный комитет — по конституционному законодательству и государственному строительству. К работе над ним приступят осенью, так как с понедельника у депутатов начались летние каникулы.
Сенатор Лысков настойчив в своем начинании и далеко не впервые предлагает создать Коллегию уполномоченных прокуроров. Впервые он выступил с подобной инициативой осенью 2005 года. В июле 2011 года Лысков вновь выступил точно с такой же законодательной инициативой. «Тогда эта инициатива не была реализована, потому что предполагалась постоянно действующая Коллегия, а для этого было необходимо финансированиие, что нужно было согласовывать с правительством», — говорит Лысков. Теперь, по его словам, Коллегия будет собираться под конкретные расследования и поэтому может финансироваться напрямую Госдумой.
Что толкнуло Лыскова настаивать на своем? Он сам называет дело о крышевании игорного бизнеса в Подмосковье, и конфликт главы СК РФ Бастрыкина с журналистом Соколовым (в данном случае заявление на противоправвные действия Бастрыкина пришлось подавать в ведомство, которым сам Бастрыкин руководит).
Институт независимых прокуроров появился в США сразу после уотергейтского скандала с президентом Ричардом Никсоном. Был очерчен круг из почти 70 высших руководителей страны, злоупотребления которых мог расследовать независимый прокурор, назначаемый комиссией верховного суда. Впрочем, расследование секс-скандала с участием президента Билла Клинтона и стажерки Белого дома Моники Левински, которое проводил независимый прокурор Кеннет Стар, шокировало Америку. И в 1999 году конгресс США отказался продлить срок действия закона о независимых прокурорах. В 2003 году, впрочем, в США появилось новое Управление специального прокурора (Office of Special Counsel) с подобными полномочиями.
Получится ли создать институт независимых прокуроров в России? «Идея хорошая, но реализована она не будет», — уверен основатель «РосПила» Алексей Навальный. По словам популярного блогера и политика, этот вопрос поднимался на заседании "открытого правительства" Дмитрия Медведева, в котором принимали участие сотрудники «РосПила», но тогда Медведев сказал, что выступает против этой инициативы. «Что касается механизма, описанного Лысковым, то это чушь — никакие прокуроры не будут заниматься расследованием действий первых лиц. В рамках действующей системы это невозможно», — убежден Навальный.
В принципе, создание ведомства по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти — идея правильная, считает сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Борис Немцов. Однако оппозиционный политик уверен, что это мертворожденная идея. «Как может назначенный, по сути, президентом орган сознательно, расследовать коррупционную деятельность президента? Говоря русским языком: 5 человек от кооператива «Озеро» — это Госдума, потому что она ему подчиняется, 5 человек от кооператива «Озеро» — это Совет Федераций, который тоже ему подчиняется, и, допустим, 2 — независимый. Таким образом, 15 человек от кооператива «Озеро» и двое независимых. Могут ли они что-нибудь расследовать в кооперативе «Озеро»? Ни за что и никогда», — убежден Немцов.