Норвежские власти закончили спор нефтяников с профсоюзами
Правительство принудительно предотвратило коллапс в отрасли нефтегазодобычи, угрожавший перерасти в новый глобальный фактор нестабильности
Норвежские власти уладили 16-дневный конфликт между работодателями и работниками энергетической отрасли, чуть было не приведший к полной остановке нефтедобычи в скандинавском государстве. Как сообщает агентство Bloomberg, правительство положило конец спору, когда локаут – временный отказ от работы недовольных условиями труда сотрудников отрасли – стал более чем реальной угрозой.
Приостановка добычи на шельфе Норвегии, крупнейшего экспортера нефти в Европе, способно было спровоцировать ухудшение ситуации на глобальном рынке.
Ряд компаний, включая гигантов отрасли Statoil, Exxon Mobil и BP, готовы были полностью прекратить работу на территории страны с полуночи 10 июля. Только так работодатели надеялись привлечь к проблеме внимание властей Норвегии, долгое время игнорировавших трудовой конфликт.
Правительство имеет право в экстренных случаях принуждать граждан выходить на работу. Согласно норвежскому законодательству, такая опция предусмотрена на случай, когда возникает угроза национальной безопасности и суверенным интересам государства.
С начала забастовки 24 июня объем нефтедобычи в стране сократился на 15%, газа – на 7%. В результате экономика Норвегии потеряла не менее 2,9 млрд крон (порядка $465 млн). В мае государство добывало в среднем 1,63 млн баррелей нефти в сутки.
В настоящее время спор принудительно передан на рассмотрение арбитражного суда, решение которого будет обязательным для сторон.
Норвежская ассоциация нефтяной промышленности требует существенного повышения заработной платы. Также профсоюзы настаивают на раннем выходе на пенсию для своих работников – в 62 года – с полными правами и льготами, которые другим категориям граждан предоставляются с 67 лет, а также на дополнительных пенсионных выплатах и льготах.
Statoil уже объявила, что готовится к возобновлению добычи нефти и газа, приостановленной из-за трудового спора.