Игорь Левитин стал куратором московского авиаузла
Бывший министр транспорта, советник президента России Игорь Левитин займется формированием объединенного московского авиаузла на базе аэропортов «Шереметьево» и «Внуково», подтвердил в пятницу руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов. По его словам, экс-главе Минтранса досталась «одна из важнейших задач отрасли».
Речь идет о «курировании проекта по созданию единого московского авиационного транспортного узла». «Это, прежде всего, объединение «Шереметьево» и «Внуково», — цитирует Иванова РИА Новости. Для реализации проекта планируется пригласить крупную управляющую компанию, напомнил глава кремлевской администрации.
Левитин выступил с идеей объединить несколько опорных российских аэропортов с последующей продажей государством пакета акций еще летом 2010 года. По его мнению, такой вариант предпочтительнее передачи объектов регионам, поскольку новые собственники часто не выполняют свои обязательства. Эльвира Набиуллина, занимавшая пост главы Минэкономразвития, говорила, что власти заинтересованы в привлечении единой УК для столичного авиаузла.
На совещании в марте 2011 года было принято решение объединить в единый комплекс и модернизировать «Шереметьево» и «Внуково»: государство и правительство Москвы, являющиеся основными собственниками активов, потратят на это несколько десятков миллиардов рублей. «На выходе» должен получиться единый авиакомплекс, который власти потом могут приватизировать по рыночной цене.
В марте 2012 года завершилось объединение ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» с ОАО «Терминал» (управляющая компания терминала D). Параллельно шел процесс передачи от правительства Москвы 75%-ного пакета акций «Внуково» в федеральную собственность. Левитин прогнозировал, что слияние аэропортов завершится в 2013 году.
Позднее Минтранс представил в правительство стратегию объединения трех столичных аэропортов, включая «Домодедово». Управляющая компания, по замыслу ведомства, получила бы в этом случае в собственность всю аэродромную инфраструктуру, которая находится в госсобственности, и занялась бы привлечением заемных средств для развития и строительства новых взлетно-посадочных полос. За модель будет взята французская УК Aeroports de Paris. Конкретных параметров стратегии и управляющей компании пока нет — они будут представлены консультантом, который может быть выбран в 2012 году.
Решения по «Домодедово» должны принимать его акционеры. В июне газета «Ведомости» писала, что Левитин в бытность министром встречался с владельцами единственного в столице частного аэропорта. Однако один из собственников «Домодедово» Дмитрий Каменщик, по словам близких к нему источников, к идее альянса с «Шереметьево» и «Внуково» отнесся скептически. На этом фоне в СМИ постоянно просачивалась информация о высокой вероятности продажи «Домодедово». Впрочем, договориться о цене с акционерами аэропорта никому из претендентов не удалось. Пресс-служба «Домодедово» после этого выпустила релиз о том, что переговоров о сделке больше не ведется. Не исключено, что акционеры аэропорта все же пойдут на компромисс после обнародования независимым консультантом параметров авиаузла.
Источники в Минтрансе рассказывали, что на строительство и реконструкцию ВПП в рамках проекта необходимо 104,4 млрд рублей. В федеральной целевой программе на эти цели предусмотрено почти вдвое меньше — 53 млрд рублей. Еще 97 млрд рублей, по расчетам ведомства, уйдет на развитие мощностей терминалов в аэропортах. Во «Внуково» сейчас даже профицит этих мощностей, но после введения в строй третьей ВПП в «Шереметьево» возникнет дефицит, ликвидация которого обойдется в 37 млрд рублей. Для «Домодедово» эта проблема актуальна уже сегодня. Чтобы набрать недостающие пропускные мощности, аэропорту требуется 60 млрд рублей инвестиций.
Автотранспортная инфраструктура вокруг авиаузла в период 2012–2014 годов будет профинансирована в следующей пропорции: по 75 млрд рублей — из бюджета Москвы и федерального бюджета, 25 млрд — частных вложений. Также предусмотрена реконструкция участков железной дороги для аэроэкспрессов.
Согласно планам авторов проекта, к 2015 году московский авиаузел должен научиться «переваривать» не менее 1 млн взлетно-посадочных операций в год при пропускной способности 130 млн пассажиров в год.