О чем не пишут в России: станет ли Индия новым экспортером демократии?
Азия
Эстафету у Запада по экспорту демократических ценностей в ближайшей перспективе может перехватить Индия. О том, способен ли Дели «сделать свободной» соседнюю Мьянму (бывшую Бирму), размышляет в колонке для Bloomberg журналист Чандрас Чудури. В мае премьер-министр Индии Манмохан Сингх стал первым за четверть века главой государства, совершившим официальный визит в Мьянму, где уже 50 лет правит военная хунта. Посещение восточного соседа было символичным по многим причинам: от четкого сигнала о восстановлении дипломатических отношений до признания странами взаимной важности — граница между ними растянулась более чем на 1500 км. Сингх во время визита выступил и как проводник ценностей демократии, и как защитник экономических интересов Дели (в Мьянме есть крупные залежи природного газа, в борьбу за который всегда активно готов вступить имеющий собственные интересы в регионе Китай). Сама Мьянма предварила прием индийского премьера полутора годами интенсивных реформ: при президенте Тейн Сейне из тюрем были выпущены многие политзэки, а партия самого известного местного диссидента Аун Сан Су Чжи, проведшей 15 лет под домашним арестом, была допущена в легальное политическое поле.
Урбанизация
В США впервые за долгое время города растут быстрее, чем их пригороды, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на правительственную статистику. С начала 20-х годов прошлого века, когда автомобили стали доступными для широких слоев населения, американцы начали постепенно мигрировать из крупных мегаполисов в прилегающие к ним «спальные районы». Теперь, кажется, начался обратный процесс. Насколько долгосрочным окажется этот тренд, пока непонятно. По одной из версий, во всем, как всегда, виноваты рецессия и ипотечный кризис: жители городов просто не могут позволить себе покупать дома в ухоженных сабербиях. Таким образом, в ближайшем будущем ситуация может изменится. Однако причины происходящего могут носить и более глобальный характер. Экономика мегаполисов меняется: заводы и фабрики покидают городские пределы, места их работников занимают банкиры и основатели технологических стартапов.
Огромные стальные небоскребы и клубы дыма — таким современный Пекин кажется снаружи. Однако за этим образом совершенно другой мир. За последние два десятка лет городские подвалы, заброшенные подземные парковки и бывшие бомбоубежища превратились в дом для десятков тысяч городских мигрантов. Крошечные комнатки без окон, куда с трудом вмещается одна кровать и стол со стулом, привлекают их низкими ценами: месячная аренда такого помещения обходится примерно в $100. Журнал Foreign Policy подготовил эффектную фотогалерею жителей подземного Пекина.
Америка
Вне зависимости от исхода воскресных выборов президента Мексики ключевой задачей нового главы государства станет борьба с картелями — причем не только с наркокартелем, в последние годы погрузившим страну в состояние перманентного гражданского противостояния. Такое мнение приводится в редакционной колонке Bloomberg, посвященной предстоящему дню голосования. Экономика Мексики чрезвычайно монополизирована в целом ряде отраслей: из-за отсутствия конкуренции страдают многие сегменты потребительского рынка, СМИ, энергетика и другие сферы. Именно борьба за рыночные свободы способна придать импульс развитию страны, расширить потребительские возможности, укрепить основные политические институты и помочь обществу справиться со стрессом, который сопровождает конфликт государства с наркомафией, — за шесть лет в необъявленной войне погибли более 47 000 человек. Призыв журналистов Bloomberg грозит подрывом позиций самого известного бенефициара мексиканской экономики, богатейшего бизнесмена мира Карлоса Слима. Во многом благодаря монопольному положению на рынке мобильной и фиксированной связи (структуры Слима контролируют соответственно 70% и 80% указанных рынков) миллиардер сколотил свои капиталы.
Технологии
Суперкомпьютер в лабораториях Google X, где интернет-гигант экспериментирует со своими самыми секретными разработками, после нескольких дней просмотра роликов на YouTube научился узнавать на видео котов. При этом никто специально не давал ему подобных инструкций: машина сама пришла к выводу, что паттерны из миллионов пикселей, в которых человеческий глаз различает пушистое животное, по какой-то причине имеют значение.