S&P повысило краткосрочный и подтвердило долгосрочный рейтинги России
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило краткосрочный рейтинг Российской Федерации в иностранной валюте до «A-2» с «A-3», долгосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте подтвержден на уровне «BBB», сообщается в пресс-релизе S&P.
Долгосрочный и краткосрочный рейтинги в национальной валюте подтверждены на уровне «BBB+/A-2», рейтинг по национальной шкале – «ruAAA», оценка риска перевода и конвертации валюты оставлена на уровне «BBB».
Прогноз по рейтингам – «стабильный».
«Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов правительства РФ немного превышает объем обязательств вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также то, что объем ликвидных внешних активов страны превышает ее внешний долг», – прокомментировал кредитный аналитик S&P Кай Штукенброк.
Сдерживающее влияние на рейтинги оказывают структурные слабости российской экономики: сильная зависимость от углеводородов и других сырьевых ресурсов, а также слабость политических и экономических институтов, которая ограничивает конкурентоспособность и влечет за собой низкий уровень инвестиционного климата и бизнес-среды.
По мнению S&P, недавние выборы в Госдуму и возвращение Владимира Путина на третий президентский срок «не приведут к значительным изменениям политического курса», а «мероприятия, направленные на продвижение экономической и фискальной реформ, по-прежнему будут проводиться постепенно». Также аналитики полагают, что «государственный капитализм и тесные связи между политикой и бизнесом, по всей видимости, сохранятся».
Бюджет расширенного правительства в 2011 году был исполнен с профицитом, составившим 1,6% ВВП, чему способствовали высокие цены на нефть, напоминает агентство. «Нефтяные» доходы составили около половины доходов федерального бюджета и четверть доходов бюджета расширенного правительства. По оценкам S&P, падение цен на нефть на $10 приведет к снижению доходов правительства на 1,4% ВВП. В этой связи «сектор общественных финансов остается в значительной степени подверженным колебаниям цен на нефть».
Согласно базовому сценарию, в соответствии с которым цены на нефть будут на уровне около $100 за баррель, S&P ожидает, что в 2012 году баланс бюджета ухудшится до небольшого дефицита, который увеличится до 1,5% ВВП в 2015 году. «К 2014 году позицию страны как нетто-кредитора, с внешними активами, в целом немного превышающими внешний долг, как мы полагаем, сохранить не удастся», – заключают аналитики.
Как отмечается в пресс-релизе, «годовой рост ВВП до 2015 года составит примерно 3,5% и будет сдерживаться значительными ограничениями структурного характера, в том числе моделью государственно-централизованной экономики, способствующей созданию региональных монополий и препятствующей развитию конкуренции, недостаточным развитием инфраструктуры, а также бизнес-среды, неблагоприятной как для внутренних, так и для внешних инвестиций».
Повышение краткосрочного рейтинга РФ по обязательствам в иностранной валюте до «А-2» с «А-3» обусловлено пересмотром критериев S&P, относящихся к взаимосвязи долгосрочных и краткосрочных суверенных рейтингов. В соответствии с этими критериями краткосрочный суверенный рейтинг взаимосвязан – напрямую и исключительно – с долгосрочным суверенным кредитным рейтингом. В результате изменение краткосрочного суверенного рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте не отражает улучшение кредитоспособности страны по краткосрочным обязательствам.
«Прогноз «стабильный» отражает сбалансированность рисков с точки зрения рейтингов. Зависимость бюджета и экономики от колебаний цен на ключевые экспортные товары в определенной степени компенсируется низким уровнем государственного долга и относительно сильной внешней позицией страны», – подчеркнул Штукенброк.
«Если дефицит бюджета будет выше ожидаемого нами в настоящее время, то рейтинги могут быть понижены. Это может быть обусловлено устойчивым падением цен на нефть и соответствующим снижением доходов правительства, ростом расходов, что было характерно для фискальной политики на протяжении последнего десятилетия, или комбинацией обоих факторов», – отмечается в сообщении S&P.
Позитивное влияние на рейтинги может оказать реализация правительством мер, которые приведут к расширению экономической базы и росту экономики, а также способность правительства вернуться к сбалансированной фискальной позиции на протяжении цикла колебаний цен на нефть.