Место для дискуссий: Госдума приняла закон о митингах на фоне протестов
Депутаты Госдумы во вторник установили рекорд по продолжительности рассмотрения одного законопроекта: на обсуждение скандальной инициативы единороссов о введении в России запретительных сумм штрафов за нарушения порядка проведения митингов у парламентариев ушло 11 часов. В итоге документ во втором и третьем чтениях был утвержден ближе к полуночи голосами фракции ЕР: при минимуме в 226 депутатов «за» проголосовал 241 человек.
В среду законопроекту предстоит пройти через Совет Федерации, а затем отправиться на подписание президентом РФ Владимиром Путиным.
Вчерашние думские рекорды спровоцировала группа депутатов из фракции «Справедливой России» — Геннадий и Дмитрий Гудковы, Илья Пономарев, Валерий Зубов, Валерий Гартунг и примкнувший к ним коммунист Вадим Соловьев. В знак несогласия с законопроектом «эсеры» устроили в нижней палате «итальянскую забастовку» — изобретенную парламентскими оппозиционерами в Италии форму протеста, предполагающую сознательное затягивание рассмотрения законодательных инициатив, блокирование которых невозможно из-за недостатка голосов.
Еще во время прохождения документа через профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству недовольные депутаты внесли около 400 поправок, причем зачастую абсолютно абсурдных (например, законодательно запретить проводить митинги в жару или мороз, ввести вето на ношение одежды красного цвета для демонстрантов, рассчитывать сумму штрафов исходя из средней стоимости шлема сотрудника ОМОН и др.). Комитет, в котором председательствует единорос Владимир Плигин, все предложения «эсеров» отклонил. Те в ответ дружно воспользовались опцией регламента нижней палаты, согласно которой любую поправку можно повторно вынести на рассмотрение уже всей Госдумы. Учитывая, что на обсуждение каждой инициативы у депутатов должно было уходить от одной до трех минут, «итальянская забастовка» имела все шансы как минимум сильно затормозить утверждение законопроекта, спешно принимаемого в преддверие новой массовой акции протеста оппозиции 12 июня.
К рассмотрению документа Госдума приступила в 12:45 мск. «Эсеры» по очереди принялись монотонно зачитывать номера поправок, которые они хотели бы еще раз обсудить вместе со всеми членами нижней палаты. Плигин в это время уже поднялся на трибуну, чтобы оппонировать недовольным депутатам, и спикер Сергей Нарышкин даже просил зачитывать номера помедленнее, чтобы успеть все зафиксировать в своем блокноте. В итоге через два часа Госдума ушла на перерыв до 16:00, даже не успев выслушать все выносимые на обсуждение поправки.
Примерно в 16:30 долгожданная процедура стартовала. Процесс оказался чрезвычайно монотонным: «эсер» зачитывал номер поправки, кратко мотивировал необходимость ее принятия, Плигин апеллировал к тому, что каждое предложение уже было обсуждено на уровне комитета, Нарышкин быстро ставил вопрос на голосование, а мандатов фракции «Справедливой России» не хватало для утверждения ни одной из инициатив. К вечеру единоросам удалось «скостить» время обоснования участниками «забастовки» поправок с трех минут до 15 секунд. Отклонения предложений ближе к полуночи штамповались практически в автоматическом режиме.
Разнообразие в акцию вносили лишь редкие реплики отдельных депутатов: бывший «эсер» Алексей Митрофанов сравнил акцию экс-коллег по фракции с «тем, чем солдаты по ночам в казарме занимаются под одеялом», а единорос Михаил Маркелов прямо назвал происходящее «цирком».
Несмотря на такое давление, свой замысел участники «забастовки» довели до конца. Поправки у них закончились уже после 23:00, после чего единоросы оперативно приняли законопроект в двух чтениях — это случилось уже около 00:00.