Правительство внесло в Госдуму проект закона о федеральной контрактной системе
Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о федеральной контрактной системе (ФКС). Об этом сообщает РИА Новости.
Законопроект о ФКС подготовлен в Минэкономразвития. В нем оговорен закупочный цикл в полном объеме: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.
В законе расширено число способов с целью осуществления закупок за счет двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру.
Законопроект также вводит механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями поставщика. Здесь же устанавливается набор антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами.
В документе указываются предложения о формировании организационной структуры контроля и аудита в сфере федеральной контрактной системы, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и между федеральными органами исполнительной власти.
Закон о ФКС поможет создать правовые основы для внедрения системы федерального уровня, которая будет способствовать качественному и своевременному удовлетворению государственных нужд в товарах, работах и услугах.
В документе реализован ряд поручений президента России, в том числе по механизмам мониторинга и аудита эффективности закупок на разных этапах, а также в вопросах персональной ответственности должностных лиц заказчиков за реализацию функций по обоснованию закупок, включая определение начальной цены контракта, ведению планов закупок, выбору способа осуществления закупки и приемке результатов исполнения контрактов.
Законопроект также затрагивает вопросы, относящиеся к большей централизации закупок и организации совместных торгов по однотипным товарам для повышения эффективности закупок за счет оптимизации объемов поставок и снижения цен, а также по разработке прогнозных планов закупки новейшего оборудования, высокотехнологичной продукции и размещения таких планов на специальном интернет-портале.
В документе оговариваются организационные и нормативно-правовые механизмы, направленные на повышение доли инновационной продукции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд и упрощения порядка закупки научного и лабораторного оборудования, расходных материалов и образцов.
В законопроекте говорится об обязанности госзаказчиков, муниципалитетов, бюджетных учреждений обнародовать свои планы закупок публично на общероссийском сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, методики расчета начальной цены и прочего.
Кроме того, законопроект вводит блок антидемпинговых мер. Так, если потенциальный участник попытается снизить предложение более чем на 25% от начальной цены, он должен будет предоставить дополнительные расчеты и обоснование такого снижения. Если его деятельность относится к саморегулируемым отраслям экономики, то нужно будет получить заключение саморегулируемой организации. В любом случае при снижении цены более чем на 25% устанавливается повышенная ставка обеспечения исполнения контракта.
Законопроект также предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда в случае неисполнения его исполнителем. Последний, правда, может оспорить это решение в надзорном органе или в суде.