Правительство одобрило законопроект о федеральной контрактной системе
Проект закона о федеральной контрактной системе (ФКС) после продолжительных межведомственных согласований одобрен правительством и вносится на рассмотрение Госдумы. Эту информацию в среду подтвердил замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский.
По словам чиновника, которого цитирует РИА Новости, при доработке документа были устранены практически все разногласия между МЭР и ФАС, и позиции двух ведомств по этому вопросу существенно сблизились.
В кабмине рассчитывают, что первое чтение проект может пройти в нижней палате уже в рамках нынешней сессии. Как сообщил, Осеевский, для этих целей в Госдуме создана рабочая группа во главе с вице-спикером Александром Жуковым. Аналогичная работа ведется в Совете Федерации.
Ранее директор ФАС Игорь Артемьев заявил, что позиции регулятора и Минэкономразвития по проекту закону в последнее время значительно сблизились. По его словам, ведомства больше не имеют принципиальных разногласий по законопроекту, хотя при его доработке в Госдуме предстоит большая работа.
До этого сначала премьер, а потом и президент утвердили реформу системы госзакупок, разработанную Минэкономразвития. Дмитрий Медведев поручил правительству доработать документ и внести его в Госдуму к 1 июля.
Законопроект о федеральной контрактной системе регламентирует весь закупочный цикл: от планирования и прогнозирования государственных и муниципальных нужд, до формирования и размещения заказа, исполнения контрактов и приемки контрактных результатов, мониторинга, контроля и аудита за соблюдением устанавливаемых требований.
Также предусматривается расширение линейки способов осуществления закупок за счет включения двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру.
Помимо этого, документ вводит механизмы упрощенного изменения условий контрактов и их расторжения, а также процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по четко определенным основаниям, связанным с недобросовестными действиями поставщика. Установлен и ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами.
Предложены подходы к формированию организационной структуры контроля и аудита в сфере федеральной контрактной системы, в том числе функциональное распределение полномочий между уровнями власти и федеральными органами исполнительной власти. В результате реализации законопроекта будут созданы правовые основы для внедрения федеральной контрактной системы, способствующей качественному и своевременному удовлетворению государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах и услугах.
По итогам заседания кабмина Осеевский также подчеркнул, что законопроект предусматривает обязанность госзаказчиков, муниципалитетов, бюджетных учреждений обнародовать свои планы закупок публично на общероссийском сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, методики расчета начальной цены и прочего.
Также законопроект вводит блок антидемпинговых мер. В частности, при снижении потенциальным участником своего предложения более чем на 25% от начальной цены, он должен будет предоставить дополнительные расчеты и обоснования такого снижения. Если его деятельность относится к саморегулируемым отраслям экономики, то нужно будет получить заключение саморегулируемой организации. В любом случае при снижении цены более чем на 25% устанавливается повышенная ставка обеспечения исполнения контракта в размере более 30% от его суммы.
Законопроект также даст возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда, если исполнитель его не выполняет. Исполнитель в этом случае сможет оспорить расторжение в надзорном органе или в суде.