К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Всемирный банк: российский экспорт недостаточно жизнеспособен


Российский экспорт недостаточно жизнеспособен. Такой вывод делает Всемирный банк в своем докладе о диверсификации экспорта путем развития конкуренции и инноваций.

По данным ВБ, в период с 1999 по 2009 год экспортные отношения смогли сохраниться в течение более двух лет только в 57% всех случаев выхода российских предприятий на внешние рынки. В Китае данный показатель составляет 70%. «Вероятность того, что российские экспортеры смогут сохранить отношения со своими контрагентами в течение двух лет, составляет примерно 57%, а того, что эти отношения сохранятся в течение пяти лет — 22%», — приводит «Интерфакс» цитату из доклада.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что такой низкий показатель «выживания» экспорта говорит о недостаточном уровне конкурентоспособности на мировых рынках российских предприятий в отраслях, не связанных с нефтегазовым сектором.

 

«Россия экспортирует меньше, чем могла бы», — считает ведущий экономист департамента развития частного и финансового сектора региона Европы и Центральной Азии Всемирного банка Альваро Гонсалес. «Россия продолжает демонстрировать хорошие показатели на всех рынках и по всем продуктам, она продает все больше на рынке, где она давно присутствует, и по тем продуктам, которые она давно экспортирует», — отметил он в ходе «круглого стола», на котором обсуждался доклад Всемирного банка. При этом более скромный рост Россия демонстрирует на новых рынках с новыми товарами.

Таким образом, сказал Гонсалес, «Россия продолжает экспортировать то, что экспортировала раньше, и очень трудно ей переносить знания на другие отрасли. Это значит, что стоит конкретный вызов в диверсификации экспорта, многие сектора не вносят свой вклад в развитие экспорта из новых отраслей».

 

Как показало исследование ВБ, у России есть много рынков, куда она могла бы экспортировать свои товары, с учетом размеров и близости этих рынков. Однако она неэффективно использует эти возможности. По мнению Гонсалеса, эффективность работы на внешних рынках у России ниже, чем у Бразилии, Индии и Китая. «России необходимо подумать, как можно дольше сохранять свое присутствие на тех рынках, куда она начинает экспортировать новые товары», — подчеркнул эксперт. При этом он убежден, что Россия могла бы открыть новые рынки: «Похоже, что она не дорабатывает в этом смысле, не открывает новые для себя рынки».

Так, в докладе ВБ говорится, что Россия недостаточно использует свой потенциал торговли с Китаем и Индией, а также некоторыми странами G8, включая США, Италию и Германию.

Кроме того, экономист ВБ отметил, что те товары, которые Россия экспортирует сейчас, не позволяют ей развивать дополнительные сферы и отрасли. Структура российского экспорта в настоящее время продолжает характеризоваться доминированием в ней нефти и газа. Для диверсификации экспорта, полагает он, необходима разработка новых товаров, оказание содействия новым предприятиям в выходе на новые экспортные рынки с новыми товарами и выживании на этих рынках.

 

«Низкая динамика роста экспорта свидетельствует, что есть проблемы с конкуренцией внутри страны. (. . .) Надо более продуктивно использовать правительственные ресурсы, чтобы создать более стимулирующую (конкуренцию - прим. ИФ-АФИ) среду», — считает Гонсалес. Повысить конкуренцию правительство РФ может, снизив регулирование экономики и товарных рынков, полагает экономист ВБ. В качестве примера он привел Австралию, которая смогла стать одной из самых активно развивающихся стран ОЭСР, уйдя от излишнего регулирования экономики

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+