Медведев: амнистия осужденных по экономическим статьям возможна
На очередном заседании «открытого правительства» президент пообещал «набраться мужества» для проведения приватизации и предложил назначить прокурора по защите прав бизнеса
Президент России Дмитрий Медведев во вторник провел очередное заседание «открытого правительства». На этот раз мероприятие было посвящено обсуждению вопросов сокращения присутствия государства в экономике, развития антимонопольных правил и улучшения инвестиционного климата в стране.
Одной из основных гарантий реализации перечисленных мер Медведев назвал проведение приватизации в запланированном объеме. Чтобы заявленные намерения были исполнены, «правительству нужно набраться мужества», признал глава государства. «Вот как утвердили, по пунктам, так и провести. Если правительство этого не сделает, это означает, что приватизации не будет», – цитирует президента РИА «Новости».
По словам Медведева, решения о передаче госактивов в частную собственность не исполняются в полном объеме, поскольку сначала принимаются, а потом «на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов, одержимых разными устремлениями». В результате «правильное по сути решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности: «давайте этот завод не будем трогать, он нам так важен, более того, там пока ситуация не блестящая, пройдет два-три года, акции на рынке начнут котироваться (по) каким-то другим уже цифрам, тогда мы все и продадим». В случае следования подобной риторике «ничего не исполняется», заключил Медведев.
Он также выразил уверенность в том, что госкомпании должны получать разрешение на увеличение доли за счет приобретения частных активов. «Попробовать что-то сделать можно, но не просто ввести запрет, потому что запрет будут стараться обходить. Можно было бы пойти по другому пути, чтобы на такого рода приобретения нужно давать какое-то высочайшее согласие – или в форме решения правительства, или в форме решения министерства, причем это должно делаться абсолютно публично», – описал Медведев свое видение вопроса.
Должно быть видно, что конкретная госкомпания намеревается приобрести какой-либо непрофильный актив, например, СМИ, констатировал глава государства. Он признал, что «госкомпании много чего покупают, очень часто это ничем не мотивировано, очень часто это чем-то мотивировано». «В любом случае, действительно, в результате происходит расползание государственной собственности, причем очень часто на те сферы деятельности, которые к основному бизнесу госкомпаний отношения не имеют, и проконтролировать все это чрезвычайно тяжело», – добавил президент.
Он напомнил участникам совещания, что и сам «имел опыт председательства в совете директоров одной из крупнейших компаний» («Газпрома»): «там много чего покупается и продается, и когда оцениваешь, когда тебе докладывают какую-то позицию о приобретении чего-то, вроде бы выглядит все логично, а потом в комплекте получается абсолютно бессмысленно».
Медведев согласился с прозвучавшим на заседании предложением об упразднении такой формы собственности как унитарные предприятия. По мнению президента, их можно реформировать в публичные акционерные общества или казенные предприятия. «Сколько на это времени понадобится – не знаю», – затруднился уточнить глава государства.
Он также не исключил, что России нужны отдельный прокурор и специальное подразделение по защите прав предпринимателей. «Я не против того, чтобы обсудить идею возникновения нового уполномоченного, но у меня есть альтернативная идея, которая, может быть, тоже не всем понравится в силу того, что прокуратуру не все любят или считают, что там слишком много людей работает. Но дело в том, что у нас есть прокуратура, которая уже всеми этими полномочиями наделена. Может быть, нам по другому пути пойти – создать фигуру прокурора, специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей?» – предложил Медведев.
Он также поддержал идею публикации всех фактов давления на судей в связи с рассмотрением ими уголовных дел. «Полезной штукой» президент назвал и развитие третейских судов.
По словам Медведева, вопрос об амнистии осужденных за экономические преступления можно продумать, но апеллировать нужно к Госдуме – такие вопросы решает парламент. «Амнистия – вещь вполне возможная, в народе не популярная, по понятным причинам, потому что все вспоминают «холодное лето» 1953 года и еще что-нибудь подобное. Но в принципе, как всегда, это можно было бы продумать, при этом мы должны апеллировать к Государственной Думе, потому что амнистию объявляет парламент, а не президент. Президент наделен только правом помилования», – напомнил глава государства.