Генпрокуратура Украины проверяет причастность Лазаренко и Тимошенко к убийству бизнесменов
Заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин в интервью одному из телеканалов заявил о том, что у Генпрокуратуры имеются основания считать экс-премьера страны Павла Лазаренко, действовавшего в интересах компании «Единые энергетические системы Украины», которую контролировала Юлия Тимошенко, в организации убийства бизнесмена и парламентария Евгения Щербаня, а также бывшего главы Нацбанка Вадима Гетьмана. Правоохранительными органами Украины в настоящее время также идет проверка версии о причастности Лазаренко и Тимошенко к убийству еще одного бизнесмена – Александра Момота.
«В прокуратуру поступили достаточные сведения для того, чтобы мы проверяли версию о том, что Тимошенко и Лазаренко - заказчики и финансисты умышленных убийств, - подчеркнул Кузьмин. - Кроме убийства Щербаня, мы проверяем версию о причастности Лазаренко и Тимошенко к убийству донецкого бизнесмена Момота».
По словам заместителя генпрокурора Украины, Момот также имел конфликт интересов со структурами, которые контролировала Тимошенко. Он был убит за несколько месяцев до убийства Щербаня.
«Сегодня мы можем утверждать, что убийство Щербаня и убийство Гетьмана были организованы Павлом Ивановичем Лазаренко, который действовал во многом в интересах компании ЕЭСУ», - подчеркнул Кузьмин.
Высокопоставленный сотрудник прокуратуры также пообещал, что в случае, если доказательств не будет найдено, то он на всю страну скажет, что «это не доказано», а дело в отношении Лазаренко и Тимошенко будет прекращено.
К достаточным сведениям, о которых говорит заместитель генпрокурора, могут, в частности, относиться документы о предполагаемой причастности Юлии Тимошенко к убийству Щербаня, переданные следствию сыном бизнесмена Русланом. Генпрокуратура уже приступила к рассмотрению этих документов и проверке их достоверности. По результатам проверки может быть принято решение о допросе экс-премьера Тимошенко по вновь открывшимся обстоятельствам.
Однако, по словам Кузьмина, у следствия есть еще и другие свидетели, которые прямо называют Тимошенко и Лазаренко организаторами и заказчиками убийства Щербаня.
«Мы допросили свидетеля по делу, который прямо заявил о том, что он в 2005 году, находясь на территории США, сделал заявление американскому правительству, в специально уполномоченный американский орган о том, что Тимошенко и Лазаренко в сговоре совершали преступления на территории Украины в том числе, заказывали убийства», - сказал Кузьмин.
Генпрокуратура Украины уже направила соответствующие запросы в Госдепартамент США и американскому послу на Украине, однако ответа пока не получила.
Президент компании «ДАНКО» Александр Момот был застрелен у собственного дома в Донецке в мае 1996 года, Вадим Гетьман был убит в апреле 1998 года. Глава крупной финансовой корпорации «Антон», депутат Верховной Рады Евгений Щербань был застрелен в донецком аэропорту в 1996 году. В последнем случае кроме бизнесмена погибли также его жена и работник аэропорта. В начале 2002 года по подозрению в убийстве депутата правоохранители задержали восемь человек. Все они были признаны судом виновными, троих членов группировки приговорили к пожизненному заключению. Генпрокуратура называет заказчиком убийства Щербаня экс-премьера Украины Павла Лазаренко, который в настоящее время отбывает наказание в США за отмывание средств, добытых преступных путем.
В Генпрокуратуре Украины не исключают возможности возбуждения уголовного дела в отношении бывшего генерального прокурора Святослава Пискуна касательно незаконного закрытия уголовного дела по корпорации ЕЭСУ. Ранее генеральный прокурор Виктор Пшонка сообщил, что дело по ЕЭСУ было закрыть Пискуном незаконно, под давлением президента страны Виктора Ющенко.
Кузьмин также не исключает, что уголовное дело также может быть возбуждено против первого заместителя председателя партии «Батькивщина» Александра Турчинова, который, будучи главой Службы Безопасности страны, подкупил журналиста, выделив ему отдельную жилплощадь. Так, после прихода на должность главы СБУ Турчинов назначил корреспондента главой пресс-службы ведомства, поставил его на квартирную очередь и через несколько месяцев выдал ему квартиру.