К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Будет ли создана новая антикоррупционная структура

Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев
Медведев признал кризис доверия общества к власти, но радикальные антикоррупционные меры не поддержал. Эксперты встречей с президентом остались довольны

Президент Дмитрий Медведев подвел итоги заседания «открытого правительства», посвященного теме борьбы с коррупцией. Глава государства прокомментировал большую часть прозвучавших из уст участников мероприятия инициатив. Дискуссия шла вокруг основных блоков: сокращения вмешательства государства в экономику, «высокопоставленной» коррупции, коррупции при госзакупках и «бытовой» низовой коррупции.

Начал свое выступление (прямую трансляцию вел ресурс Vesti.Ru) Медведев с согласия на поручение правительству составить «дорожные карты» приватизации и мер по дерегулированию экономики для сокращения государственного присутствия. «Абсолютно это поддерживаю, на сто процентов, без каких-либо обсуждений», — подчеркнул президент. «Открытое правительство», по его мнению, в состоянии «провести краудсорсинг для оптимизации бизнес-процессов важнейших госуслуг».

Медведев признал наличие в России кризиса доверия общества к власти, о котором в своем докладе на заседании говорил управляющий партнер московского офиса McKinsey Ермолай Солженицын. По мнению президента, бороться с этим необходимо с помощью диалога на всех уровнях. «Кризис доверия между властью и обществом есть, но он был всегда. Вопрос в том, каков уровень этого кризиса», — пояснил глава государства.

 

Он отметил, что в обществе распространено мнение, что власть работает лишь для вида, для «галочки». «Рецепт преодоления неверия — убеждать, открыто общаться, вступать в диалог», — заключил Медведев, добавив, что речь идет о диалоге на всех уровнях, в том числе и самых высоких: президентском, правительственном и министерском.

Другое громкое предложение, оглашенное директором по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергеем Алексашенко, президент поддержал частично. Речь идет о формировании в России отдельной антикоррупционной структуры с широким кругом полномочий. По мнению Медведева, такой орган мог бы быть создан в рамках Генпрокуратуры, так как именно на надзоре «лежит финальная ответственность за борьбу с преступностью в стране».

 

Еще одну инициативу — активизацию парламентских расследований — глава государства также поддержал с оговорками. Это «очень мощный инструмент» воздействия, который можно использовать «по абсолютно фундаментальным, серьезным делам, а не по требованию некоторого количества депутатов, которые либо что-то решили для себя, либо продвигают какие-то свои политические интересы». «Это нормально, все депутаты лоббисты, так во всем мире», — уточнил Медведев.

Он также допустил возможность создания в России специальной коллегии Верховного суда по резонансным коррупционным делам, но только «если речь идет о таком коллективе, который включает в себя весьма уважаемых и профессиональных судей». Глава государства также напомнил, что необходимо проанализировать, насколько предложения по формированию коллегии соответствуют действующему законодательству, в частности, уголовно-процессуальным нормам и законодательству о статусе судей.

Медведев согласился с тезисом, что властям следует повышать уровень публичности деклараций чиновников. При этом он напомнил, что «сейчас декларированию подвергнуты все государственные служащие», в том числе военные и сотрудники правоохранительных органов. «Нужно лучше, на мой взгляд, определиться с уровнем публичности, это действительно задача для нашего открытого правительства и в целом для государства. Если общество считает в целом уровень публичности недостаточным, а, судя по всему, это так, мы пойдем на более высокий уровень публичности», — констатировал глава государства. По его признанию, первая кампания по обнародованию доходов чиновников дала почти нулевой эффект, поэтому в успехе новой тотальной проверки «уверенности тоже нет».

 

Президент предостерег экспертов от чересчур сильного расширения сферы действия закона о декларировании доходов. «Я не сторонник того, чтобы эти рамки раздвигать очень серьезно. Здесь важно выработать цивилизованный подход», — пояснил свою позицию глава государства. Он отметил, что, к примеру, включение в декларации большего числа родственников вряд ли помешает нечистым на руку чиновникам переписывать активы на еще более дальних родственников или вовсе на формально посторонних близких друзей. При этом Медведев согласился с необходимостью рассмотрения инициативы о введении контроля над чиновниками в случаях, если после ухода с госслужбы они начинают заниматься бизнесом.

Глава государства поддержал идею руководителя «РосПила» Константина Калмыкова о создании «единого ресурса, через который бы СМИ могли получать информацию о наказании чиновников за те или иные злоупотребления». Также президенту понравилась инициатива проекта Алексея Навального о расширении полномочий общественных объединений, которые обращаются в защиту неопределенного круга лиц в рамках закона о госзакупках.

Калмыков после встречи признался Forbes, что самым важным на мероприятии стало то, что представители «РосПила» «смогли изложить свою позицию и вынести на обсуждение конкретные предложения по борьбе с коррупцией». «Это обращение в судебные органы в защиту неопределенного круга лиц от общественных объединений, это раскрытие информации о конечных собственниках и бенефициарах, это раскрытие информации заказчиками по осуществлению госзакупок на всех стадиях и создание института независимых общественных контролеров, которые были бы наделены особыми полномочиями», – перечислил он. По мнению Калмыкова, «Медведев большую часть предложений воспринял нормально, они показались ему полезными». «По крайней мере, он сказал: «В этом нет ничего такого, можно сделать», – напомнил координатор «РосПила».

«В целом, встреча оставила позитивное впечатление, на ней были высказаны достаточно правильные инициативы. Но главное – это их реализация. Если хотя бы часть из предложенного сегодня будет реализовано, это будет здорово», – заключил Калмыков.

Президент согласился и с инициативой полной зачистки советов директоров компаний и банков от госслужащих. Глава государства призвал формировать корпус независимых директоров, «и чем больше он у нас будет, тем лучше». В заключение Медведев прокомментировал предложение о возвращении к системе выборности судей. Для такого шага страна, по его мнению, еще не дозрела: «Может быть, можно подумать о каких-то уровнях, но во всяком случае мое ощущение — еще не сейчас».

 

Сергей Алексашенко считает, что главным итогом сегодняшней встречи экспертов с президентом в рамках «открытого правительства» стал сам факт проведения мероприятия в подобном формате и его трансляции в прямом эфире. Медведев, по мнению директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, «выслушал и достаточно откровенно высказался о состоянии дел в борьбе с коррупцией». «Мне как члену рабочей группы приятно, что наше предложение встретило поддержку президента. По некоторым предложениям дискуссия будет продолжена. А дальше посмотрим, насколько правительство будет готово реализовывать все эти планы», — говорит Алексашенко. Если и после сегодняшней встречи власть продолжит игнорировать проблему, «то абсолютно всем станет очевидно, что с коррупцией у нас бороться не хотят», констатирует эксперт. По его словам, «по сути, сегодня был озвучен план первоочередных действий», который «в любом случае когда-то придется выполнять».

Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов, также участвовавший во встрече, рассказал Forbes, что, по его мнению, «президент подтвердил, что свою первоначальную функцию в деле по борьбе с коррупцией выполнил» и что «невозможно решить вопрос противодействия коррупции без механизмов общественного контроля». Медведев, по словам эксперта, «признал, что механизм декларирования доходов пока работает неэффективно». Он объяснил, почему мы не можем по нашему законодательству работать с юридическими лицами, как с ними работают на Западе, для этого нам надо будет внести коррективы в административное законодательство», — поделился Кабанов своими впечатлениями.

По его мнению, главное, чего удалось добиться в результате мероприятия, — «предложить к реализации законы о контроле над муниципальными служащими, которые мы давно готовили». «В целом, эта встреча стала еще одним шагом в деле борьбы с коррупцией. Очень важно, что президент не оппонировал высказываниям, что у нас есть многомиллиардная коррупция на высшем уровне. То есть он это признает. Это очень важно, когда человек не оппонирует, а обсуждает, как эту проблему решить. Тем самым он посылает сигнал власти на всех уровнях, что борьба с коррупцией будет продолжена», — подытожил глава НАК.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в беседе с Forbes обратил внимание на то, что на встрече присутствовал целый ряд высокопоставленных чиновников, включая главу кремлевской администрации Сергея Иванова, мэра столицы Сергея Собянина и помощника президента РФ Аркадия Дворковича. Руководители, по мнению журналиста, «осознают, что развитие коррупции – одна из главных угроз для существования государства». Венедиктов также считает, что взгляды Медведева и участников встречи на методы борьбы с проблемой в целом совпадают.

 

Камнем преткновения главред «Эха» назвал «предложение рабочей группы о создании отдельного органа по борьбе с коррупцией», которое «внутренне не поддержано» президентом. «По задумке это бюро должно осуществлять мониторинг историй, и принимать решения по борьбе с коррупцией, даже имея полномочия по приостановке нормативных актов», – пояснил Венедиктов, уточнив, что возражение Медведева состоит в том, что «желательно не создавать отдельный орган». По мнению журналиста, упомянутая главой государства Генпрокуратура в итоге может уступить место Минюсту.

Главред «Эха» обратил внимание на участие во встрече «молодых ребят из проекта Алексея Навального. «Они изложили свое видение проблем коррупции, в частности, касательно госзакупок. И, на мой взгляд, в целом, не входя в детали, президент поддержал их подход, обращаясь к ним, как к «коллегам из «РосПила», – отметил Венедиктов.

В целом он охарактеризовал встречу как «полезную»: «все, кто там был, понимали угрозы, которые несет коррупция».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+