Как штурмовали штаб Аллы Джиоевой: рассказ очевидца
Лидер оппозиции Южной Осетии и экс-кандидат в президенты республики Алла Джиоева, которая накануне попала в реанимацию в результате штурма ее дома, пришла в сознание. Об этом в пятницу, 10 февраля, сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на врачей госпиталя.
«Ее состояние тяжелое, но она находится в сознании. Джиоева жалуется на боли во всем теле», — заявил один из сотрудников медицинского учреждения. Накануне появилась информация, что Джиоевой поставили диагноз «инсульт головного мозга, гемипарез слева».
Штурм дома и штаб-квартиры Джиоевой произошел накануне вечером. Правоохранительные органы объяснили причины штурма нежеланием Джиоевой являться на допрос в прокуратуру, куда ее неоднократно вызывали по делу о попытке захвата здания республиканского Центризбиркома.
Ранее некоторые СМИ сообщали, что Джиоева якобы получила удар прикладом автомата по голове. Официальные представители правоохранительных органов Южной Осетии опровергли эту информацию. Врачи больницы, куда доставили Джиоеву, также заявили, что следов побоев на ее теле нет.
Также сообщалось, что Джиоева потеряла сознание в момент, когда ОМОН начал избивать сотрудников ее штаба. Кроме того, сторонники оппозиционера обвинили силовиков в блокировании оказания Джиоевой первой помощи.
Задержание политика пришлось на канун ее самопровозглашенной инаугурации в качестве президента Южной Осетии. Джиоева не признала отмены итогов второго тура выборов главы республики, который состоялся 27 ноября 2011 года. По его результатам оппозиционерка, в прошлом входившая в правительство Эдуарда Кокойты, опередила главу местного МЧС, «кандидата Москвы» Анатолия Бибилова с уверенным отрывом в 16% голосов.
Однако Верховный суд Южной Осетии отменил итоги выборов на основе поданной уступившим претендентом жалобы. Джиоева якобы допустила ряд нарушений, повлиявших на результаты голосования, постановил ВС. Парламент республики назначил повторные выборы президента на 25 марта 2012 года. Джиоева повторно баллотироваться на пост главы Южной Осетии отказалась и требовала пересмотра решения об отмене итогов голосования.
Ирина Дамбегова, член Совета Московской осетинской общины, присутствовавшая при штурме штаба Аллы Джиоевой, рассказала, как развивались события:
Вчера примерно в 17:30 я пришла в штаб Аллы Джиоевой. В начале 7-го в штабе появился бывший представитель президента в парламенте республики с двумя незнакомыми мужчинами. Алла Джиоева их поприветствовала и провела в другую комнату, они там беседовали.
Где-то в 18:30 в эту же комнату зашли еще двое молодых людей, и кто-то сказал, что они из Генпрокуратуры. Меня это несколько насторожило, хотя остальные члены штаба довольно спокойно, на мой взгляд, даже беспечно на это отреагировали.
Буквально через 10 минут они выходят, проходят мимо нас, в этот момент в дверях появляется Алла Александровна и кричит им вдогонку: «Подождите, пожалуйста». После чего Джиоева в присутствии членов штаба сказала следователю: «Вы принесли мне повестку о том, что я обязана явиться к следователю Плиеву А. Г., то есть лично к вам. Повестка выписана в 17:45, а явиться на допрос в качестве свидетеля я должна ровно тогда, когда вы мне ее вручаете, в 18:30. Это, по меньшей мере, незаконно». Затем она попросила прислать ей повестку в установленном законом порядке, как минимум за сутки, и пообещала как законопослушный гражданин явиться на допрос. «Если же в целях расследования это надо сделать немедленно, то вот я, давайте допрос проводить здесь», — заявила Джиоева. На этих словах они распрощались.
Спустя какое-то время я слышу крик, шум, гам, тарарам, и появляются люди в масках. В этот момент в штабе находились практически одни женщины, из мужчин был только юрист Юрий Кукоев, он попытался инстинктивно их как-то сдержать, но куда там, против него было шестеро вооруженных человек.
Ворвавшись в штаб, они сразу подбежали к Джиоевой, один схватил ее сзади подмышки, двое других за ноги, и попытались ее вынести из помещения. В этот момент у них на пути встали женщины из штаба, поднялся жуткий визг, разобрать что-либо было невозможно.
Люди в масках пытались Джиоеву вынести, женщины ее не отдавали. Все это продолжалось с полминуты. И вдруг Джиоева упала, женщины закричали: «Ей плохо, ей плохо!» Кто-то закричал: «Вызовите скорую!» Пока скорая ехала, Джиоеву обступили со всех сторон и никого к ней не подпускали.
Скорая приехала достаточно быстро, через 5-10 минут. Но даже когда появились врачи, помещение никто из нападавших не покидал, там же находились и представители штаба, пока не появился замминистра МВД и всех оттуда не выгнал, сказав: «Дайте работать врачам». Вышла из комнаты и я и тут увидела, что вокруг дома было человек 100 в масках, они окружили весь квартал. Из них около 20 человек находились в самом доме. Из этих людей никто не представился, не сказал, кто они, откуда, для чего здесь. ОМОН ли это был, милиция, мы до сих пор не знаем. Кто-то говорит, что это была госохрана. Но факт тот, что они пытались Джиоеву куда-то увезти.
Когда я в итоге увидела Джиоеву (ее как раз собирались увозить в больницу), она была похожа на покойника. Было видно, что ей очень плохо, это был критический момент. Я успела спросить врача: «Что с ней?», она ответила: «Гипертонический криз». После чего ее увезли на скорой в больницу.
И начались разные слухи. Женщины, которые в момент всего происходящего находились ближе всего к Джиоевой, говорили мне потом, что ее ударили. Но я лично этого не видела и не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть. Я слышала какой-то грохот, я видела, что подломилась ножка у стола и он рухнул в момент падения Джиоевой. То ли ее уронили, то ли она сама упала, я не знаю.